Не писатель, не поэт, но — автор

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Имя Виктора Васильевича Матросова в Клину знают многие. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран Вооружённых Сил, почётный гражданин Клина, общественный деятель, помощник депутата Государственной думы. К тому же ещё поэт, писатель и, наконец, счастливый человек. На днях ему исполнится 94 года, а это не шутка.

С любимой женой был счастлив 64 года, но, увы, не так давно она покинула этот мир. А он живет один, нет…, у Виктора Васильевича ещё есть попугаиха Клара – крупная птица зеленой расцветки, умная, красивая и очень мудрая – ей уже 30 лет и три года. Так что под настроение она напоминает, что «Клара хорошая». Что впрочем, понятно и без этого – общается эта умная птица с удовольствием со всеми, кто проявляет к ней интерес.

Виктор Васильевич любит принимать гостей, угощать их чайком с конфетами, чашечкой кофе. Предложит послушать в записи и любимые мелодии. Обожает копаться в технике, с удовольствием просматривает старые фильмы, любит Свиридовскую «Метель». Но главным увлечением на сегодня остаются для него книги, желание сочинять стихи и умение слушать собеседника.

 

Фотографии и стихи

В молодости Виктор Васильевич увлекался фотографией. Об этом вспоминает так:

– Когда служил в Германии, то купил там аккордеон, потому что немецкие аккордеоны очень уж хороши. Но музыканта из меня не получилось, так что инструмент я продал и купил на те деньги фотоаппарат. Страстно увлёкся им. Это не то, что сейчас, ведь раньше для создания хорошего фото надо было прилично потрудиться: проявители разные, закрепители, печать, сушка….У меня когда-то даже фоторужье было. Ой, вы не поверите – я недавно приобрёл квадрокоптер и запускал его к собственной и радости местных ребятишек, со временем, правда, наигрался.

Помню, совсем недавно, в этом году на «Демьяновских чтениях» вышел он читать свои стихи. И одним только предисловием всех покорил:

– Я знаю, что стихи пишу, наверное, не очень хорошие, но мне нравится то, что я делаю.

С точки зрения стихосложения (все эти ямбы, хореи и дактили) стихи не совсем совершенны, но они, самое главное, от сердца: тёплые чистые, добрые. Поэтому, слушая его, не обращаешь внимания на отсутствие порой рифмы, сбой ритма. Они влекут слушателя любовью к жизни, миру, людям, городу. В них есть душа, что сейчас явление довольно редкое.

Виктор Васильевич издал уже несколько книг, искренне радуется этому, дарит свои сочинения друзьям, а себя называет «древним дедом, не писателем и не поэтом, но автором».

Моя мечта прожить до ста,

Ведь мне за девяносто.

Мелькает за верстой верста,

Не знаю, где сойти придется.

(отрывок из стихотворения «Мечта»)

***

Горит огонь у памятника Славы.

Мы помним о погибших на войне,

И лучшей памятью считаем,

Чтоб было мирно на земле.

(стихотворение «Родной город»)

 

– Если бы не мой хороший знакомый Вячеслав Пернавский, я бы не писал, – продолжает беседу Виктор Васильевич. – Когда остался один, очень тяжело было, не знал, куда себя деть, тогда и запросились строчки на бумагу. Стало вроде легче. Сначала рвал написанное – кто-то, уж не помню, назвал мою писанину ерундой. А Вячеслав Моисеевич посоветовал продолжать своё творчество, издавать свои «белые стихи» и никого не слушать, и мой сын был того же мнения. В нашем ЛИТО меня поддержали Ирина Деньгова и Светлана Алексеева.

Виктор Васильевич отмечает своё 90-летие

Две специальности

Главная специальность Виктора Васильевича – «Автоматическое управление самолетов в воздухе». Этому он отдал 30 лет. Но мне, женщине, пришлось объяснять это подробнее – военный инженер Матросов проверял работу оборудования самолетов, принимал экзамены у пилотов – они должны были уметь работать в режиме «автопилота»…

В шкафу стопка журналов «Сам себе адвокат». «При чем здесь они?» – спрашиваю.

– А это моя вторая специальность, которую я получил, можно сказать… случайно, – отвечает хозяин.

– Как так случайно?

– Когда началась война, мне исполнилось только 14, и я ещё учился в школе, а жили мы тогда в Вышнем Волочке. В 16 лет нас, мальчишек, отобрали в истребительный батальон. Прошли мы в нём курс особой подготовки: научили нас обращаться с оружием, научили стрелять. Мы патрулировали вдоль линии фронта, чтобы ловить немецких диверсантов, дезертиров. Ну и получилось так, что в 1944 я задержал двух фашистов: они прятались в сарае, я выстрелил, крикнул «Хенде хох», ну и выскочили они с поднятыми руками. За это и получил я благодарственную грамоту от командира истребительных батальонов Калининской области. Затем семнадцатилетним юношам предложили призваться в армию по повестке или закончить 10 класс. Я пошел в армию. Меня провожали всем классом, но фронт к 1944 году уже далеко откатился от Вышнего Волочка, и многих отправили в Ворошиловские лагеря для военной подготовки. А тех, кто уже окончил 9-й класс, приняли в училище механиков спецслужб.

О Дне Победы я услышал на боевом посту, охраняя склад ГСМ. Вокруг него тогда началась вдруг стрельба. Я, как положено, нажал тревожную кнопку. Смотрю, ко мне бегут и кричат «Война кончилась!». Вот так складывалась моя военная стезя. К тому же «с моим опытом в истребительном батальоне» (смеется) меня тогда сразу сделали ефрейтором.

Если бы вы послушали настоящий разговор летчиков в бою – о, вы бы услышали немало крепких словечек. А мне всегда …не нравился мат, да к тому же я увлекался тогда спортом, вот мою кандидатуру и выдвинули на учёбу в институт, мол, Матросов поедет и дальше учиться, а потом будет учить нас. Экзамены в юридический я сдал успешно. А тогда, надо отметить, в гражданские институты военных лётчиков и техников не очень-то брали, вероятно, чтобы не оголять воздушный флот. Что со мной делать? Вот мне и говорят – мол, помалкивай, в военной форме в институт не являться. Я всё понял. Так всё и сложилось,… случайно.

Но, правда, мне диплом и знания юриста здорово помогли, когда после ухода в отставку, я стал работать сначала в «Сельхозтехнике» Клинского района, а потом в кадровой системе агропромышленного комплекса (у меня было 28 кадровых отделов).

 

Маленький зелёный город

– А в Клин-то как попали?

– Да так сложились обстоятельства. Я уже и женат был. Мы с женой вместе учились в школе и уже тогда друг другу симпатизировали. Помню, как танцевали под патефон. Мы же тогда в школе проводили много времени: дрова пилили, печи топили, полы мыли, копались в пришкольном огороде. Порой я приносил патефон, а девочки учили нас танцевать. Я и сейчас могу с вами повальсировать. Так что с моей Ниной Дмитриевной прожили мы всю жизнь душа в душу, сын у нас родился, вырос, к тому времени жил в Москве. Вот мы и выбрали маленький, чистенький, уютный, зеленый город Клин – между столицей и нашим Вышним Волочком. Там ещё оставались наши мамы, к которым частенько ездили в гости. Так что в Клину я почитай уже 40 лет. Вот эти деревья за окном мы сажали.

Виктор Васильевич любит общаться с людьми, часто выступает в школах перед молодёжью. О чём говорит так:

– Сначала надо понять, чего она хочет, что ей интересно. А если школьники увлекутся беседой то и слушать будут. У меня же большой жизненный опыт, есть что сказать. Мне молодежь нравится.

И нам Виктор Васильевич нравится. Интересный человек, и возраст ему не помеха. Так что в следующий раз придется непременно надеть бальное платье – танцевать вальс…

Татьяна Кочеткова

1 740 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики