Старообрядцы Клинского уезда

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Газета «Клинская Неделя» о клинских старообрядцах рассказывала в № 18 от 13.05.2017 г. и в № 5 от 17.02.2018 г. Но тема эта интересна и очень обширна. К тому же находятся новые свидетельства и факты плодотворной деятельности клинских раскольников.

Старообрядцев в Российской империи назвали раскольниками, когда патриарх Никон вводил «новины» — крестный ход против солнца, установку католических крыжей или крестов на храмах и изменения в Символ веры, молитвы, богослужения.

За образцы он брал книги греков, изданные после принятия ими флорентийской унии и напечатанные в Ватикане. Старообрядцы отстаивали старые традиции, утверждённые на Стоглавом соборе 1551 г. ещё при Иване Грозном. Раскольниками по сути являлись реформаторы во главе с патриархом Никоном.

Наш древний Клин стал свидетелем борьбы за старую веру, как сказано в «Сыскном деле о расколоучителе из Пскова старце Варлааме» при патриархе Иоакиме. Священноинок Варлаам служил протопопом Троицкого собора во Пскове, а затем принял иночество во Псково-Печерском монастыре и удалися оттуда в пустынь для сохранения старой веры.

Он не выдал ни одного единоверца, отражая вопросы следователей простым приемом – ссылаясь только на уже казненных. Воеводе открыто приказали дать ему последний шанс раскаяться перед смертью.

Московский подьячий, отправленный в Клин следить за соблюдением процедуры, добавил: «… когда осужденного вели на место казни, ему дали икону, но он не молился на нее, не попрощался c собравшимися людьми, но повернулся и молился в направлении востока».

Подьячий также сообщает, что при смерти Варлаам ничего не говорил. Казнили его, сожгли на костре, скорее всего на площади у соборного храма Воскресения Христова в Клину 22 октября 1683 г.

В № 29 «Московских епархиальных ведомостей» за 1871 г. по сведениям за 1869 г. сообщалось: «Наибольшее число раскольников проживает в Богородском уезде, где считается поповщинскаго толка 42 650, безпоповщинскаго 604; затем следует Московский уезд, с населением поповщинскаго толка 12 416 и безпоповщинскаго 4390; за ним Бронницкий уезд с населением раскольников поповщинскаго толка 10 974 и безпоповщинскаго 525.

Прочие уезды представляются по числу раскольников в следующем порядке: Коломенский 4204, Верейский 2064, Волоколамский 2034, Клинский 1361, Серпуховской 1180, Можайский 979…»

На карте раскольничьих селений в Московской губернии, опубликованной Московским статистическим комитетом в 1871 г., и в таблице о числе раскольников, считавшихся в этих селениях, по сведениям за 1869 г. в Клинском уезде отмечено 22 населённых пункта, где жили старообрядцы.

На карте одним цветом выделены старообрядцы беспоповцы, другим – поповского толка и отмечены населенные пункты сплошного раскола. В Клинском уезде с расколом более трёх четвёртых жила деревня Кузнечиково.

В деревнях Некрасино, Ситникова из жителей – половина раскольники. Четвёрть населения в деревне Бакланова и других составляли тоже старообрядцы. К юго- востоку от Клина обозначена Соболева слободка, в которой проживало в то время 27 раскольников беспоповцев.

В 1976 г., когда мне было 14 лет, друзья-одноклассники пошли в дом, где жила бабушка Саши Курочкина, на улицу Лесную, которая в XIX в. входила в Соболеву слободку. Он нам показал старообрядческие книги, написанные до никоновских новин.

Но указанные числа живших старообрядцев явно занижены. В своей работе «Купцы – старообрядцы и чиновники: из истории бюрократизма и взяточничества в царствование Николая I» Екатерина Архипова доказала, что местные светские и духовные власти вместо того, чтобы противодействовать распространению раскола, превратили его в источник постоянных и немалых доходов.

Неслучайно в отчетах чиновников выражения «золотая руда» и «золотой клад» стали синонимом старообрядчества. Даже священники, чтобы не потерять из своего прихода раскольника, который платит ему деньги, чтобы он не крестил и не венчал его детей по обрядам православной церкви и, наконец, чтоб показывал его у исповеди и святого причастия, потворствовали раскольникам.

И земская полиция брала с раскольников деньги почти всегда безнаказанно, а при следствиях старалась скрыть преступления.

При Николае I министерство внутренних дел под руководством графа Льва Перовского поручило собрать точные сведения о числе раскольников в местах их компактного проживания, для чего в 1852 г. чиновники министерства, возглавили статистические экспедиции в Поволжье, в Нижегородскую, Костромскую и Ярославскую губернии.

«Та же практика изучения раскола была продолжена и при следующем министре – Дмитрии Бибикове, — отметила Екатерина Архипова. – Однако география исследований была расширена до 35-ти губерний.»

(Окончание следует)

МИХАИЛ ТОМИЛИН

2 050 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики