Закончив небольшие дела, ради которых прилетел в Иркутск, я решил, ознакомится с достопримечательностями города, навестить знакомых по Венесуэле путешественников и, конечно же, съездить на озеро Байкал, который многие тут называют морем.
Достопримечательности в Иркутске, несомненно, есть.
Остановлюсь на наиболее значимых.
Герб Иркутска, сразу потряс моё воображение.
Вымерший сибирский тигр «бабр», которому неизвестный художник пытался придать сходство с бобром, несёт в зубах соболя. Соболь сразу выдаёт, что художник не знает, как отличить соболя от лисы, и если он и видел соболя, то на чёрно белой фотографии.
А вот обнаруженный в литературе герб 1790 года значительно нагляднее современного.
Следующая достопримечательность это памятник Александру III – покровителю Транссибирской железной дороги.
Памятник был открыт в Иркутске в 1908 году, по случаю окончания строительства железной дороги. Затем в Питере 1909 году и во Владивостоке 1912 году тоже воздвигли по такому же памятнику, и если бы не Первая Мировая, то глядишь, со временем все станции украсили бы такими памятниками. Однако в 1920 году статую заботливо уложили на покой, а потом и вовсе переплавили на пятаки, вместе с надписями «Благодарная Сибирь» и « Императору Александру III».
В 2003 году заново отлитый памятник вернули на своё место. Изготовлен он был в Петербурге, на комбинате «Скульптура» на средства Восточно –Сибирской железной дороги, что отчасти объясняет дороговизну железнодорожных билетов.
Ну и, конечно же, чудесная набережная Ангары, где прекрасные виды и свежий ветер привлекают внимание молодых иркутянок, не устроивших свой вечерний досуг.
Спортсмены виндсерферы оказали мне замечательно тёплый приём, широко известный читателям мейл.ру фотограф Илья Цвик и его Муза Александра, посвятили в секреты сибирской кулинарии.
Там же удивительно позитивный человек Анатолий Казакевич, показал фильм о зимнем Байкале.
Оказывается, красоты зимнего Байкала вообще не имеют мировых аналогов. Анатолий уже много лет организуют ледовые экспедиции с юга на север, ледовые бани, дворцы, гостиницы и катания на досках по байкальским хребтам.
По счастливой случайности на следующий день из Иркутска в Северобайкальск отправлялась машина с оборудованием для очередной летней экспедиции, и я с восторгом принял предложение присоединиться к экипажу и помочь в проведении этого непростого тура по безлюдным местам северного Байкала.
С раннего утра офис Байкальских приключений напоминал штаб. Корейско-немецкий микроавтобус Истану загрузили под самую крышу. Сверяясь со списком оборудования я не переставал удивляться и радоваться масштабам того в чём мне предстоит участвовать. Газовые баллоны, столы, кемпинговые палатки, тент – столовая на 25 человек, четыре биотуалета, несколько коробок с ресторанной посудой и многое другое за пару часов плотно заполнили салон. Водитель – Юра был воодушевлён и готов к 800 км маршу по тайге, его товарищ Паша с трудом втиснулся между тюков с подушками , галантно уступив мне место рядом с водителем.
Мы обнялись на прощанье с Толей и его сотрудниками и начали наш 20 часовой рейд.
До Баяндая идёт вполне приличная дорога, до Качуга терпимая, а вот потом по тайге около 400 км совсем плохой лесовозной дороги. Когда машину особенно сильно трясло, водитель Юра только радовался и говорил про Истану: « Этож байкальский вездеход» Поскольку я и сам изрядный водитель, мне оставалось лишь даваться диву оптимизму этого сибиряка.
Проезжая по живописному берегу реки Лены мы нагнали ещё один «микрик» как их тут называют и вместе с попутчиками разглядывали петроглифы на гладких выступах мраморовидного известняка.
В бинокль было хорошо видно изображения лосей и оленей оставленные на большой высоте древним художником.
Несколько раз мы переезжали вброд небольшие реки.
В небольшом озере у дороги мы видели большую стаю журавлей-красавок, впереди над дорогой перед закатом летали крупные хищники, по единодушному мнению мы решили что это беркут и останавливаться для наблюдений не стали, потому что падала ночь и в фантастически окрашенном небе кипели облака и зарницы.
На рассвете мы добрались до бамовского посёлка Улькан , и дальнейший наш путь пролегал вдоль полотна БАМа.
Железнодорожная нить петляет в этих местах по тайге, и о редких станциях узнаёшь заранее по сохранившимся со времен строительства вышкам и дзотам. На фоне безумных красот тайги эти опутанные колючей проволокой зоны внушают уважение к героизму русских людей. Ведь и летом климат суров, а зимой 30-40 С это норма.
Тем не менее, разговаривая с ребятами, я был приятно удивлён их глубочайшему патриотизму. Паша сказал, что он убежден, что из всех мест на Земле лучше всего жить на Байкале. И, как только ему представится такая возможность, он постарается перебраться из Иркутска на Байкал и начнёт разводить там лошадей. Юра о лошадях не высказывался, но тоже убеждённо хвалил природу родного края.
Переезжая через горные реки, мы добрались до перевала Даван. Зимой с этих склонов спускаются отчаянные сноубордисты и горнолыжники, которые добираются сюда на машинах по зимникам и на электричках из Северобайкальска по легендарному БАМу.
На одной из станций нам нужно было догрузить в машину генератор, рации и много полезных вещей, которые хранились в салоне ратрака.
Что такое ратрак я узнал тогда в первый раз, и должен сказать, что вид у этой машины весьма космический. Больше всего он напоминает луноход. На сайте mnogosnega.ru прочитал про него: « он вмещает группу до 16 человек (12 человек группа + 4 гида, группа разбивается на две подгруппы). Теплая кабина, горячий чай, веселое настроение и музыка тоже включена в стоимость :-) »
Догрузить машину после 10 часов изрядной утряски оборудования оказалось не сложно и, миновав горячие источники Гоуджекит мы прибыли в Северобайкальск.
Нас встретили ребята из ШТЭО (Школы туризма и экологического образования), которые должны были помогать в обеспечении тура по северному Байкалу. С первых минут мы стали активно сотрудничать: разгружать машину, сортировать оборудование Я был приятно удивлён энтузиазму и энергии этих молодых людей. Присматриваясь к ним в течение нескольких дней, я не переставал удивляться их организованности и авторитету, который имел у них директор Иван Иванович Краснокутский.
До начала тура и прибытия туристов оставалось несколько дней, и мы решили потренироваться в быстром развертывании незнакомых конструкций тентов.
Город Северобайкальск, в недавнем прошлом — бамовский посёлок.
Подавляющее большинство его жителей это потомки строителей БАМа. В городе есть шикарный железнодорожный вокзал, несколько широких улиц, одна из которых названа Ленинградский проспект.
Городской пляж оказался довольно многолюден, и хотя вода показалась мне очень холодной, встречались смельчаки способные проплыть несколько метров.
По совету знающих людей я поселился в гостинице Олимп. Гостиница очень удобно расположена и хоть и неприметна с виду, очень хорошо меблирована, укомплектована всем необходимым и имеет быстрый вай фай в номерах. Вежливость сотрудников, гостеприимство и радушие директора Владимира Баранова, несомненно, отличают этот отель от всех остальных.
Так что даже жаль было уезжать ранним дождливым утром в день начала нашего тура.
Сквозь туман на причале был виден наш катер. Он был по военному серым и, по всей видимости, предполагал спартанский стиль путешествий.
Однако в ходе плавания выяснилось, судно вполне устойчиво к волнам и каюты для пассажиров надёжно защищают от байкальских ветров.
Это было моё первое знакомство с настоящим Байкалом. Сюрреалистические виды сменялись один за другим, дождь заменили радуги, и я восхищённо фотографировал живописные берега.
Мы шли на мыс Котельниковский, который тут зовут «Котелки».
Пройдя мыс Слюдянский и Тонкий стали видны пейзажи села Байкальского и мыса Лударь. Иван Иваныч рассказал со знанием дела, что Слюдянские озёра хорошо прогреваются летом, что привлекает сюда множество местных жителей для отдыха и купания. Всего их два и они отделены от Байкала небольшим холмом шириной 300-400 метров. В этом холме сохранились слюдяные штольни, где добывали руду для нужд радиопромышленности в 30-е годы прошлого века. Существует экологическая тропа на вершину холма, откуда чудесный вид на Байкал и мыс Тонкий, а на берегу озера находится турбаза ШТЭО на 25 мест.
Тогда же я узнал, что на Лударе при раскопках обнаружено множество керамики курыканской цивилизации пятого века нашей эры, а рядом на древней стоянке найден нефритовый топор и разнообразные ритуальные предметы. Неолитической стоянке более 4000 лет, и на вершине горы сохранились остатки кладки, позволяющей судить, что это было ритуальным местом силы во все времена.
Вскоре после Лударя из тумана показались грандиозные вершины Байкальского хребта.
Гору Черского (2588 м) предстояло покорять на вертолёте участникам нашего тура. Пешком покорить эту гору весьма престижно, но маршрут в 60 км преодолевают обычно за 2 дня. В зимнее время на горе Черского не был ни один человек.
Преодолев расстояние в 80 км, мы подошли к мысу Котельниковский.
В славные времена строительства БАМа «Бамтуннельстрой» построил тут пансионат.
На уникальных горячих источниках богатых фтором и кремнием возвели комфортабельные корпуса и купальни. Это место доступно только по воде и сравнительно регулярное сообщение с Северобайкальском осуществляет катер «Миронов».
Рядом с пансионатом, есть и дикая стоянка с зимовьём и небольшой купальней, но качество отдыха разительно отличается.
Выгрузив и рассортировав наше имущество, проверив комплектность номеров для наших гостей, мы стали ждать прибытия теплохода с группой.
Управляющий пансионата Денис, оказался славным малым и охотно помогал нам подготовкой приветственного ужина и завтрашнего похода к реке Куркула.
Поход планировался в три потока на комфортабельном теплоходе «Зима»
который должен был стать нашим плавучим домом на несколько последующих дней, пешком под предводительством Анатолия Казакевича и на байдарках, руководить которыми вызвался я как островной житель и вообще любитель байдарок. Байдарки для тура были предоставлены предпринимателем Кешей, которого за его серьёзность многие стали звать Иннокентием Андреевичем.
Гости прибыли уже в сумерках и несколько суетливое знакомство переросло в неспешный ужин.
На восходе Байкал был удивительно красив , а свежий прохладный воздух был приятно контрастным с горячей водой в бассейне. После утренних купаний в горячих источниках
Было запланировано переместиться к устью реки Куркула.
Наша группа состояла теперь из 25 человек, и по желанию было решено разделиться по интересам. Заядлым рыбакам была обещана рыбалка, любителям активного отдыха – поход или байдарки, ну а тем, кто ценит комфорт и покой был предоставлен теплоход «Зима».
Рыбаки, погрузив тубусы удочек на катер, таинственно исчезли, пешеходная группа браво выдвинулась в поход,
а я с группой мореходов вышел в открытое море. Гид по байдаркам — Кеша дал нам напутствие и пару полезных советов.
До устья реки нам предстоял переход в 6 км, и мы поначалу думали, что это много. Однако все матросы были в прекрасной физической форме, и мы быстро домчались, рассекая зеркальную гладь воды. Ни с чем несравнимое удовольствие.
На берегу Куркулы «группа быстрого реагирования» уже разбила привал. Мы развернули орнитологические наблюдения и стали ждать прихода пешей группы.
«Эпикурейцы» прибывшие теплоходом неспешно ловили хариуса.
Вокруг было нереально красиво и даже те, кто не ловит рыбу решили сфотографироваться с удочками надёжно зацепив крючок за камни.
Вообще, как я понял, всё крутится вокруг рыбалки. Ей занимаются, о ней говорят и без ухи и рыбы на рожнах не мыслят ни одной трапезы на берегу.
Поэтому прибытие рыбаков, фото трофеев, чистка и готовка рыбы стали логичным продолжением нашей дневной активности.
Группа «пехотинцев» прибыла уже к накрытому столу,
и это отчасти спасло нас от справедливого гнева уставших от перехода людей. На маршруте им пришлось штурмовать серьёзную гору и отсутствие по близости питьевой воды перевело этот поход в разряд экстремальных. Однако все были довольны тем, что они справились, а мы решили, что по окончательным итогам путешествие всех участников нужно будет представить к высокой награде орденом «Турист СССР».
Обратно большинство путешественников отправилось на теплоходе, а я с группой мореходов отправился на байдарках.
Мои спутницы метко называли окружающий нас предзакатный пейзаж «фотошопом».
По прибытии до самого позднего вечера в горячих ваннах шло обсуждение итогов этого удивительного для всех нас дня.
Следующим утром нам предстоял большой переход на восточный берег Байкала к бухте Аяя, во Фролихинский заказник, где мы должны будем провести несколько дней в палаточном лагере.
Погрузив всё имущество на теплоход, Зима мы вышли в открытое море.
На теплоходе, по байкальской традиции, нашлось чем себя занять.
Нам везло с погодой, и мы продолжали восхищаться красотой самого глубокого в мире озера. Между мысом Котельниковский и бухтой Аяя глубина Байкала достигает 800 метров. А максимальная глубина на Байкале достигает 1600 метров.
В этом сезоне ещё доступны для туристов погружения на батискафах «Мир», а зимой, в рамках программы vipzima.ru организуют погружения с аквалангами под лёд Байкала.
Прибыв на место, мы были приятно удивлены масштабностью разбитого лагеря. Команда Ивана Ивановича проявила инициативу и постаралась от души.
Комфортабельные палатки, туалеты и знакомая нам по прежнему пикнику палатка-столовая, гармонично возвышались в зарослях кедрового стланика.
Повара, отгоняя бурундуков, готовили и сервировали ужин.
На утро был запланирован 8-и километровый поход к горному озеру Фролиха,
и мы поспешили отойти ко сну.
Продолжение можно прочитать здесь.
Материал предоставил Георгий Калмыков (www.venetur.ru).
Источник