Олег Скачков: «Я не вписываюсь в стандарты»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В Клину многие ценители фотоискусства знают руководителя студии ArtPhoto, взыскательного педагога и талантливого фотографа Олега Скачкова.

Его ученики не раз становились лауреатами и дипломантами различных фотоконкурсов, в том числе международных, выставляли свои работы на выставках не только в Москве и Клину, но в различных городах Европы, Азии, Америки. Некоторые из воспитанников связали свою жизнь с фотографией, став профессионалами в этой области. А Олег Матвеевич продолжает обучать новичков азам фотоискусства.

– Олег Матвеевич, Вы всегда занимались фотографией или пришли к этому случайно?

– Я после окончания школы на «отлично» в Сергиевом Посаде поступил в Московский энергетический институт. После его окончания меня пригласили на работу в Институт точной механики и вычислительной техники им. С.А.Лебедева. Наша команда из 300 человек работала над созданием вычислительных машин «Эльбрус-3» в период с 1980 по 1992. Затем все перспективные разработки закрыли постановлением правительства. Это был мощный неожиданный удар для нас всех. Часть наших учёных уехала в Германию. Я не мог оставить мать, полгода ничего не делал, пытался найти сферу деятельности, где мне было бы интересно.

Решил уехать из России в Европу. Сначала завербовался на работу на нефтяные платформы в Норвегию. Подружился с электриком-норвежцем, который работал там не из-за денег, а из-за того, что любил наблюдать за северным сиянием. Он посоветовал мне ехать в тёплые страны, даже контакты дал, к кому обратиться.

Я работал в Марокко, Саудовской Аравии, надолго осел в Египте, в незабываемом городе Александрия. На жизнь зарабатывал тем, что встречал моряков с больших кораблей и возил их по городу, на рынки и в магазины. На следующий день процент с их покупок мне выплачивали.
Кто-то из моряков подарил мне совсем простенький фотоаппарат-мыльницу. И я начал фотографировать египетские достопримечательности, архитектуру: Дворец Клеопатры, Каир, Луксор. В итоге определился с увлечением – фотоискусство привлекло меня и стало частью моей жизни. Цифровая фотография – одно из направлений современного визуального искусства. Здесь пока нет теории, нет и меценатов. Живопись поддерживают, а фотографов – нет.

– Как вы можете охарактеризовать нынешнее развитие фотографии, когда каждый снимает, выкладывает снимки в соцсети? Можно ли выделиться в этом многообразии, сформировать свой почерк?

– Функции фотографии меняются со временем. Изначально фотография выполняла функцию памяти. Через них осуществлялась связь поколений.

В последние несколько лет фотография приобретает функцию доказательства. Ты снимаешь, чтобы доказать, что ты здесь был, что ты это действительно ел, что твои подчиненные действительно починили Мемориал славы, что в таком детском лагере проводились такие мероприятия. В этом случае никаких требований нет к фото. Это документальная и доказательная фотография. Это идёт из нашего образа жизни лживого, где ложь на лжи и ложью попирает. Все думают, что все врут друг другу. Мы постоянно фотографии прикладываем, чтобы оправдать наши действия. Потому, что у нас сформировался полноформатный олигархический капитализм.
Культура поставлена на удовлетворение, получение удовольствия олигархическими структурами, и отвлечение народа от насущных проблем. Если ты художник, и от твоих работ олигархи не получают удовольствие, а заставляют людей думать, то ты не имеешь право на существование.

10-min

– А как пришли к преподаванию, обучению детей?

– Всё вышло само собой. Я работал в Москве, преподавал фотоискусство у взрослых. Потом переехал в Клин и меня пригласили попробовать свои силы для обучения детей. Так я и стал педагогом дополнительного образования, вступил в Союз художников Подмосковья. Преподаю по собственной методике. Вместе с моими воспитанниками участвуем в различных конкурсах и выставках. Работы учеников отмечены призовыми местами на конкурсах в России («Юность России», «Ассамблея искусств» и др.), Китае (г. Пекин), Великобритании (г.Лондон). Ученики (11-14 лет) регулярно участвуют в международных фотовыставках, проводимых сайтом PhotoPodium.com в выставочном зале «На Брянской» (г. Москва).

Поначалу снимал маленький офис, всего шесть «квадратов». С помощью родителей учеников приобрели технику, освещение. Снимаем и в студии и выезжаем на съёмки в различные места – города Золотого Кольца России, были в Абрамцево, Сергиевом Посаде и других городах.
С детьми мы разговариваем на разные темы, конструктивно обсуждаем, решения вместе принимаем. Процесс обучения идёт вместе с процессом воспитания. Помните сцену из культового фильма «Коммунист»? Когда мужики сидят и болтают, а герой Евгения Урбанского пошел работать.

– Многие педагоги говорят, что с нынешними детьми сложно работать. Как складываются отношения с учениками у вас?

– Дети очень устают в школе. Их перед занятиями нужно вытащить из школьной колеи. Поэтому я включаю музыку, свечи зажигаем, чтобы дети расслабились, остановились и сделали шаг в другую сторону.

Я заставляю учеников читать книги и пересказывать прочитанное. Особенное внимание уделяю Библии и мифам Древней Греции: без них невозможно понять сюжеты многих произведений, картин, фильмов.

Взять хотя бы расположение рук моделей во время съёмки. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы изучаем символику в иконографии, выясняем что значит расположение рук. Затем разбираем, что такое физиология восприятия, восходящая и нисходящая линии, как видит человеческий глаз. На стыке двух этих учений, мы формируем определенное положение рук у каждой модели.

Я учу их говорить на визуальном языке, учить словарный запас визуального общения. Я им говорю, что слова: «Я тебя вижу» – непростые. «Вижу» – от слова ведать, знать то, что ты снимаешь. Например, девочка у меня спрашивает: «Как снимать кошку?». Я ей объясняю: «Изучи тот предмет или существо, тогда ты сможешь его снимать. Если это кошка, то подружись с ней, узнай привычки, изучи, почитай, что она любит, угости кормом». Видеть – это пропускать через сознание и душу, а просто так смотреть – это работа видеорегистратора.

Очень сложно убедить детей, что самое большое счастье отдавать, а не брать. Вся наша жизнь противоречит тому, чему я их учу. Я со своим учением и творчеством не вписываюсь в стандарты.

Алевтина Жукова

20 декабря в выставочном зале им. Ю.В. Карапаева откроется фотовыставка «№15». На ней можно будет увидеть работы Софии Добрияновой, Натальи Чечкиной, Златы Петровой и самого Олега Скачкова.

9 641 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики