Чем дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, тем сложнее сегодня воспринимать их в реальности той суровой поры, с которой они были связаны. С гибелью многих людей, разрухой, голодом, сверхчеловеческим трудом.
И всё же, даже тогда, в те военные годы, ростки, если так можно сказать, мирной жизни, продолжали радовать клинчан. Об этом можно судить, перелистывая газеты того далёкого от нас времени.
Культуре всегда есть место
Чему же они уделяли внимание? Естественно, событиям на фронтах отечественной войны, работе различных предприятий в нашем районе, их передовикам, и, в то же время… смотрам художественной самодеятельности. И это в тот сложнейший период, когда боевые действия были в самом разгаре, когда они достигли своего апогея. Да, даже тогда, людям, будь они на фронте или в тылу, искусство было необходимо, как глоток свежего воздуха, как кусочек мирной жизни.
Вот почему, пусть и в скромной форме, но газеты не забывали сообщать о разных культурных мероприятиях в районе. Вот одно из них за 14 января 1944 года: «Готовьтесь к районному смотру художественной самодеятельности!» – призывает председатель жюри Я. Фрейман… и продолжает: «Готовьтесь, соревнуйтесь. 16 числа смотр – заключительный. Там будут отбираться номера на областной смотр».
В деревнях…
Тогда в деревнях и селениях снова действовали избы-читальни, заменяющие библиотеки и клубы. Избачами назначались наиболее грамотные люди (позже их переименуют в заведующих). Ведь в условиях войны изба-читальня стала основой культурного досуга, избач же становится центральной фигурой политико-просветительной работы на селе.
«Каждое слово избача, могущее влиять на людей, должно быть направлено на помощь фронту…» (М. И. Калинин).
В их обязанности входило прослушивать радио, просматривать газеты и полученную информацию о ходе войны доводить до людей.
Вечерами в избах-читальнях порой трещала киноустановка, порой проводились репетиции художественной самодеятельности. Как правило, в них, в большей степени, участвовала сельская интеллигенция: учителя, медики и… колхозная молодёжь непризывного возраста. На концерты собирались жители многих деревень, и, после выступлений на сцене, всех присутствующих ждали танцы под гармонь. Народу собиралось так много, что дети расаживались на полу. И это никого не смущало. Ведь многие из зрителей никогда не бывали в профессиональных театрах и самодеятельное выступление «своих артистов» для них было настоящим праздником. Какие в ту пору телевизоры, когда, оторвавшись от коптилки, люди радовались свету керосиновых ламп, когда лишь в редких случаях, как кино, концерты, в избах-читальнях пользовались генераторами выработки электричества. Естественно, что такие запоминающиеся надолго вечера, проходили поздней осенью, но чаще всего зимой – в свободное от сельхозработ время.
Смотр, объявленный, как Всесоюзный – стал тогда для многих избачей не только желаемым, но и обязательным! В нём могли принять участие все желающие, вне зависимости от своих способностей. Но иногда, случалось и так, что над некоторыми горе-артистами зрители посмеивались, однако делали это весьма дружелюбно. В общем, не смотря на занятость, на насущные проблемы тружеников колхозов, народная тропа не зарастала в их любимые читальни.
…и городах
В городских условиях с организацией культурно-массовой работы дела обстояли гораздо лучше: здесь и выбор газет был обширнее, и радио звучало, и лекторов в городе было побольше, и выступали они чаще. К тому же и музей великого композитора находился совсем рядом. А в нём, присутствующих ждала уже своя, особая обстановка.
Ну а что же театралы, как протекала их творческая жизнь в Клинском районе?
Нет, они, ни в коем случае, не оставались они в стороне от участия в проводимом смотре. Уж ему-то в районе уделялось должное внимание. О своей деятельности в этом мероприятии творческие коллективы отчитывались чуть ли не каждую неделю. В свою очередь, контроль над всеми осуществляла комиссия под руководством Я. Фреймана. И, подводя итоги за истекший период, она использовала и местное радио и газеты. Вот некоторые из тех сообщений:
«13 сентября под руководством М. В. Боссерт поставлена пьеса Любимова «Твой дом» силами учащихся ремесленного училища». Мария Владимировна посвятила театру жизнь. «4 декабря в Попелкове представлены одноактные пьесы: «Русская девушка» и «Подвиг». Но очевидно, что актеры не успевают. И хотя 19 декабря до сведения сельчан доводится, что 1 января 1944 года смотр художественной самодеятельности закончится и ему надо уделять больше внимания, но становится ясно, что срок надо продлевать».
Что и было сделано. И далее:
«26 декабря представления проходили в Новощапово и Темновском сельсовете. 1 января в Борщёво. Там была поставлена пьеса Ардова «Встреча». В то же время в Першутино 4 января были представлены – «Наша девушка» и «Подвиг», где хорошо исполнили свои роли: Ляхова и Кондратьева».
14 января, опять же, председатель жюри Я. Фрейман уже призывал к следующему:
«Готовьтесь к районному смотру художественной самодеятельности.16 числа смотр – заключительный. Там будут отбираться номера на областной смотр».
И он прошёл в назначенный день, о чем тот же Фрейман отметил:
«На нём было представлено 8 драматических коллективов. Он проводился и в избах-читальнях…» «Количество драмкружков растет. Драмкружок при Кондыринской избе-читальне, руководит которой местная учительница Гусева, поставил несколько одноактных пьес. Большой успех имела «Наша девушка».
А вот уже сообщение старшей пионервожатой Дементьевой: «В доме пионеров есть драматический кружок».
Интересна и статья колхозника Фомина под названием: «Создать условия для культурно-массовой работы». В ней автор рассказывал о Щекинском сельсовете, где по инициативе инвалида ВОВ Ивана Николаевича Булатова и учительницы Клячиной Нины Алексеевны был создан драмкружок, который, несмотря на отсутствие помещения, сумел поставить на сцене 8 пьес: «Испытания», «Жена», «С теплым ветром»… Среди актеров называлась Люся Архипова, Корчагин М.В. и В.В. Драматический кружок работал и над другими пьесами, которые намечал ставить не только в Щекино, но и других селениях».
И тут же обращение: «Решительно улучшать работу изб-читален!»
В общем: «Все для фронта, все для победы!»
До неё тогда оставалось менее четырёх месяцев.
Вячеслав Пернавский