Первомайский сквер

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Революция резко изменила судьбу нашего города, внесла в его жизнь много нового. Уже в 1918 году на пустыре Полевой улицы, рядом со стекольным заводом, молодые люди, ставшие комсомольцами, «создали» свою площадь. Её назвали именем Первомая. И установили там гипсовую копию Мухинской «Крестьянки».

От Литейной до Большевистской

В двух шагах от площади, в одноэтажном вытянутом здании тогда ещё Семейного переулка находилось одно из самых популярных заведений Клина. В нём супруга известного предпринимателя Беликова буквально накануне революции открыла синематограф. Билеты в него были не дешёвыми, но это публику не смущало, – в зале всегда было полно народу. В годы НЭПа Семейный переулок переименовали в Театральную улицу, а вышеупомянутое заведение – в кинотеатр «Авангард» (с 1975 г. – «Гайдаровец»).

Но вернёмся к площади 1 Мая. В 1924 году, в день международной солидарности трудящихся, комсомольцы принимают новое решение: засаживая свою площадь саженцами кустов и деревьев, создают новый сквер. Называют его, как и саму улицу, Первомайским, и этот зелёный островок растягивается от Литейной до Большевистской улицы (сегодня – Гайдара). В 1930-е годы, когда в Клину заработала фабрика искусственного шёлка, подросшие деревца стали соединять её с одной из частей города. Так что в промежутках рабочих смен, внимая зову заводского гудка, трудовой люд спешил по молодому скверу словно на демонстрацию.

А что же представляла собой та часть будущего сквера, где сейчас высится памятник вождю Мирового пролетариата? Там накануне войны появился колхозный рынок. Он просуществовал недолго и в конце 1940-х переместился к улице Дзержинского.

Первомайский сквер всегда был на виду у горожан. Они замечали на нём буквально всё: вот появился памятник Ильичу. Вот Ильич развернулся в другую сторону, и если вначале смотрел на Ленинград, то затем – на Москву. А здесь через дорогу поднялся птичий гвалт. Что поделаешь, если каждую весну рядом со сквером на перекрёстке, на высоченных тополях грачи начали устраивать свои гнёзда. Нигде в Клину птицы не собирались в таком количестве. Чем им понравилось то местечко, трудно сказать, но клинчане обходили его стороной – из боязни быть… испачканными.

Здесь же вдоль сквера после войны проложили участок шоссе Москва – Ленинград, которое стало частью основной магистрали России. Но сквер не тронули, он стал островом.

Кстати, попалась мне однажды на глаза маленькая заметка в газете «Серп и Молот» за 1946 год. В ней сообщалось следующее: «В предстоящем пятилетии в нашем городе намечено строительство Дома Культуры с залом на 2 тыс. человек. Он будет расположен на… Первомайском сквере. На строительство ассигновано 1 млн. рублей». Этот вопрос ставился еще в 1939 году, но война помешала, а вот теперь… Интересно, как всё это могло бы поместиться на Первомайском сквере и позднее стыковаться с новой трассой?

«На Первомайском сквере»

Ну а я, волею случая, появилась на свет в Клину и большую часть своей жизни прожила «на Первомайском сквере». От моего дома, огорода и сада осталась сегодня только одна яблонька с тыльной стороны налоговой инспекции, где когда-то находился детский садик. Для нас и наших соседей существовал когда-то своеобразный пароль. На вопрос «Где живешь?» каждый отвечал: «на Первомайском сквере». Имелся в виду участок между улицами Гайдара и Театральной, то есть до «красного» дома под номером 26. Его построили в 1928 году, где до него был знаменитый на всю округу сад пожарного общества. В нём, в свою очередь, располагался летний театр, где пробовал свои силы молодой Марк Прудкин – будущая театральная звезда МХАТа. Моя же судьба сложилась так, что я до сих пор живу в том же городе, на той же улице, рядом со своим любимым сквером.

Что же более всего запомнилось мне из дошкольного детства? «Красный дом» и рядом с ним стройные ели на территории уже не пожарного, а детского сада, который я посещала. А также рыжие беличьи хвосты, мелькавшие средь мохнатых ветвей. Белки в центре города, представляете? Кажется, что это было совсем недавно. А прошло более 60 лет. Но белки у нас были – в двух шагах от центра города.

Место прогулок

А ещё остался в памяти Первомайский сквер конца 1950-х годов. Именно он в ту пору был местом наших детских прогулок. Центральный вход его находился на Литейной улице. Он привлекал нас трубчатой аркой с решетчатыми боками. На них крепились фанерные щиты. И уже с них взирали на нас строгие лица известных на всю страну людей, связавших свои судьбы с нашим городом: П.И. Чайковский, Д.И. Менделеев, А. П.Гайдар, В.И. Мухина, И. Ф. Усагин. Металлическая арка заменила в своё время более раннюю, огромную деревянную, рухнувшую во время грозы на велосипедиста, проезжающего под ней (он погиб). Выход (без арок) был соответственно с обратной стороны. Помню на входе и выходе по две большие ухоженные клумбы с цветущими маргаритками, но позже про них забыли. Два боковых входа-выхода с улиц Театральной и Красноармейской. Асфальтированной, как и сейчас, была только правая пешеходная сторона.

Помню блистающий фонтан на входе. Вода мощно била из открытой пасти огромного осетра, которого каменный мальчик крепко обхватил своими руками. «Мальчик с осетром» настолько понравился горожанам, что впоследствии точно такую же композицию город пытался повторить на улице Гагарина, у дома Быта. Однако время наступило уже иное: старое позабылось, а новое… не прижилось. Трепета от «Мальчика» уже нет. А на месте фонтана в сквере сегодня клумба. А до фонтана? До войны на этом месте (чуть левее) высилась водонапорная башня, питающая город питьевой водой и разрушенная в суровые дни 1941 года. Вряд ли кто вспомнит сегодня и небольшое бревенчатое здание «Чайной», стоявшее в конце 1940-х годов с левой стороны от входа в том же Первомайском сквере.

Еще помню «серийные бюсты» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Отлитые из бетона, они являлись украшением многих парков и скверов страны, в том числе и Клина. Лучшего места для них, чем Первомайский сквер, трудно было желать. Поэтому и установили их на высоких постаментах, вокруг которых цвели кусты персидской сирени. К первому, очевидно, проявили большее внимание, и он уцелел. Второму – Энгельсу – не повезло: он не сохранился до наших дней. Не сохранился и бетонный бюст И. В. Сталина.

Танцплощадка

Ну и конечно, мой рассказ будет неполным без воспоминаний о танцевальной площадке на Первомайском сквере. Той самой, которую соорудили после войны: с деревянным помостом, скамейками по кругу, сетчатой оградой и, конечно же, крытой сценой-раковиной для духового оркестра. Вот когда пели любимым: «На скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест».

На какой-то период танцы прекратились, в начале 1960-х вновь возобновились. Энергичные парни и милые девушки танцевали уже новые танцы на бетонной плитке под магнитофонную запись эстрадных мелодий. Но самое интересное, что основная «тусовка» проходила за пределами площадки: там встречались, общались, знакомились или просто слушали музыку. Мы слушали эту музыку с доставкой на дом.

Ещё что? Ах да, вдоль проезжей дороги наш любимый сквер украшали пышные акации. Они обильно цвели желтизной, а в «сезон» ребятишки дружно свистели её стручками. Вся территория сквера тогда была огорожена пролётами чугунной ограды, отлитыми на стекольном заводе. В конце сквера виднелись столы-лавки доминошников, волейбольная площадка и настоящий турник, на котором крепкие парни крутили «солнышко» перед ахающими от восторга девчатами. Говорят, что на месте площадки до войны было убежище, разрушенное… попавшей в него бомбой. Зимой же по скверу можно было пробежаться на лыжах, по проложенной круговой лыжне.

Первомайский сквер отделялся от нас всего лишь асфальтовой дорогой с односторонним движением. Мы – дети – рвались в его объятья без опаски попасть под колеса проезжающих авто. Потому что никаких авто тогда и не было. Точнее, автомобили и мотоциклы проезжали так редко, что родителям и в голову не приходило беспокоиться за нас. Я застала даже тихоходных лошадок, запряжённых в повозки на резиновых колёсах. Кажется, это было так давно, что сегодня годы моего детства я отношу к этапу, именуемому выражением «до».

Сегодня многое изменилось. Сквер, мягко говоря, пустынный, изредка на нём мелькнёт одинокая фигура. Да и местом отдыха этот уголок не назовёшь. Какое там, когда машины мчатся вдоль него словно угорелые. Остались лишь воспоминания, но с возрастом как же они милы, как греют душу.

Татьяна Кочеткова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики