В Доме детского творчества прошёл конкурс тимуровских социально значимых проектов «Поколение победителей», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс проводился общественной организацией «Тимуровцы 21 века», которая существует в Клину с 2010 г. под руководством заместителя директора Дома детского творчества Жаннеты Евгеньевны Турченковой. Если определять цель проекта понятными словами, то лучше всего подойдёт определение «Развитие в детях любви к Родине, городу, школе, двору, семье. Малые дела малыми шагами».
Всего на конкурс было представлено 10 проектов. Все разные, все интересные. Например, проект «Клинские крышечки» по сбору пластиковых крышечек, которым занимается вся семья пятиклассника лицея №10 Даниила Купянского. Они, кстати, смогли привлечь к проблеме утилизации отходов, другие семьи. Полученные за переработку деньги (пусть небольшие), перечисляются на издание «Книги памяти» клинских детей войны.
Или проект «Друг», представленный Воронинской дружиной тимуровцев – четыре отряда (86 ребят). Речь идёт о братьях наших меньших, брошенных бессердечными хозяевами. Ребята подкармливают несчастных животных, устраивают им теплое жилье (конечно, помогают взрослые), пристраивают в хорошие руки, проводят агитационную работу среди населения и через социальные сети привлекают к этой проблеме других людей.
Проект «Спасибо нашим врачам», представленный тимуровцами школы №4. Во время пандемии Варвара Поляшова с подругами искали рецепты, покупали продукты и пекли «вкусности», чтобы отвезти их врачам в Высоковскую инфекционную больницу. Больше всего и юным пекарям и врачам понравился хворост и песочные печеньки. Малое дело, правда? А как были рады люди в белых халатах на переднем крае опасной борьбы!
Миловидова Дарья и Волина Марина из школы №17 с проектом «Час добрых дел» считают, что проект поможет определить приоритеты подростков, мотивировать их на социальные дела. Их направление – работа с детьми и людьми старшего поколения. Верно: и тем и другим в наше сумасшедшее время, не хватает любви и тепла.
Тимуровцы гимназии № 1 и школы №9 направили свою деятельность на сбор материалов о людях, которыми гордятся их школы. Например, ребята из гимназии №1 собрали материал о выпускнике гимназии Алтунине К.Н. недавно погибшем в Сирии. Школе №9 уже 65 лет – сегодняшние ученики занимаются пополнением музейной коллекции о старых педагогах школы. Начали с учителя истории, позже директора и зав. ГорОНО Пяткина Н.С. Впереди у ребят большая поисково-исследовательская работа.
Тимуровский отряд «Высота» школы №7 хочет проводить экскурсии по местам боевой славы. Это очень нужно и важно, потому что экскурсионная работа в целом сегодня ведётся крайне мало. Замечательно, если в это направление вольются свежие силы – благо есть, кому им помочь (краеведческий музей, ВООПИиК, старые и опытные экскурсоводы). Комисарова Лиза и Соловьева Алёна уже наметили интересный маршрут.
Нельзя не упомянуть об авторе проекта «Дорога жизни» учащейся гимназии № 15 Полине Мартыновой. Очень яркая девочка: артистичная, уверенная в себе, умеющая себя подавать, по-хорошему «упёртая». Девочка больших возможностей. А кому много дано, с того…, соответственно, можно и спрашивать много. Очень приятно, что её поддерживает вся семья, включая прадедушку – ветерана войны. Полина выполнила хорошую исследовательскую работу на тему Великой Отечественной войны и предложила создать макет Дороги жизни и разместить его в стенах родной гимназии. Очень понравилось, как она сказала: «Справлюсь. Я ж не одна!» Действительно. Это огромная работа. Полине нужна целая команда!
Всеволод Рылков, представил на суд проект «Аллея памяти». Неплохая задумка – чтить память героев, но вряд ли целесообразно для этого создавать дорогостоящий проект: дорожки, лавочки, пилоны. Ведь и без этих сейчас явно неоправданных трат, ничего не мешает ребятам разбить рабатки-клумбы, вырастить цветочную рассаду и ухаживать за облагороженной территорией.
Могут ли наши клинские тимуровцы с этим справиться? Конечно. Если взрослые помогут – учителя, родители, сотрудники Дома детского творчества.
***
Оценивать конкурс было нелегко. В результате длительного обсуждения 1 место решено было присвоить проекту «Клинские крышечки», 2-ое поделили между собой проекты «Друг» и «Спасибо нашим врачам», а 3-его удостоились: гимназия №1 с проектом «Герой нашего времени», школа №7 – «Обзорная экскурсия по местам боевой Славы», школа №9 – «Мы помним, мы гордимся».
***
Великая Отечественная война – это тема глобальная, и блокада Ленинграда – всего лишь одна из ее страниц. Дети не знают о значении этой войны в мировой политике, и не их в том вина. Правильно, заметил наш президент по поводу Сталинградской битвы, которой в учебниках истории просто нет. Задача в том, чтобы внуки-правнуки ветеранов Великой Отечественной узнали ее реальную историю. И начинать лучше с местного материала. С тех оставшихся в живых участников военных событий, которых можно пригласить в школу – это деды и прадеды юных клинчан. С историков, старых педагогов и краеведов… Курская дуга, дом Павлова, Ржев-Сычёвка-Вязьма, битва за Москву, освобождение Клина и конечно, блокада Ленинграда.
А ребятам – успехов в реализации их проектов. И ещё обращаюсь к родителям тимуровцев – проявите интерес к тому, чем занимаются ваши дети. Поверьте – оно того стоит.
Татьяна Кочеткова