Дух ушедшей эпохи: велосипеды, самовары и железная дорога

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...

Как создается музей? По-разному. Собрал Павел Михайлович Третьяков коллекцию картин и завещал её городу – так возникла Третьяковская галерея. Жил в Клину знаменитый композитор П.И. Чайковский – ныне есть музей его имени, включающий в себя предметы, которыми хозяин пользовался. В городе краеведческий музей создали энтузиасты, чтобы сохранить для потомков историю края. Производство ёлочных игрушек создало музей, чтобы познакомить людей с историей игрушки. А вот музей «Станция Дачная», что в деревне Борщёво, возник совершенно случайно. Вот как рассказал об этом его хозяин Сергей Агрба на встрече с посетителями клуба «Отражение» в центральной библиотеке 10 ноября.

Всё решил случай

Сначала о себе. Я – актёр, журналист, телеведущий. Вообще я – москвич, но с 2019 года живу в деревне, на даче. Вот так получилось – потянуло на родную природу! Дача эта мне досталась от деда. А он был у меня заместителем министра при Л.И Брежневе. Потому часто посещал в составе правительственной группы известные всем заповедные завидовские места, где и пристрастился к охоте. Когда-то у него была дача в Усове, но хотелось полного уединения, чтобы отдыхать от работы и людей, с которыми работал. Вот так у него появилась дача, подальше от Москвы в небольшой деревушке, фактически «медвежьем углу», куда и автобус-то ходит всего два раза в сутки. И не шесть соток, а во много раз больше.

В детстве мы всей родней ездили на эту дачу. И вот теперь – она моя. Сюда очень любят приезжать мои многочисленные друзья, среди которых много актеров, художников, фотографов – словом людей творческих, и не только… Потому что здесь можно репетировать роли для спектакля, рисовать на пленэре, провести фотосессию с реквизитом прошлых времён, оставшемся от прежней жизни бывших хозяев, или просто отдыхать как кому нравится. Единственная физическая повинность гостей – иногда окашивать территорию. А это не так много, если разделить на всех. А вот на дачах своих родителей, где старшее поколение с утра и до вечера обхаживает свои посадки, волей-неволей приходится делать то же самое – сажать, полоть, поливать, окучивать и т.д. А у меня никаких грядок.

Зато как на каждой даче полно всего, что за ненадобностью свозилось сюда: кушетки и кресла, самовары и корыта, старая одежда, велосипеды, игрушки. Да ещё и друзья привозили какие-то вещи, которые использовали в своих задумках – создавали интерьеры, фотовыставки винтажной моды. В общем, всего накопилось так много, что мы решили создать музей. Сначала виртуальный, на площадке в Инстаграм. Но появилось много желающих посмотреть всё это вживую. То есть речь пошла уже о настоящем частном музее. Я бывал и в США и в Европе, там это в порядке вещей, а у нас …не было у нас никакого опыта. Помню посетил частный музей часов – за два доллара посмотрел: чего только нет, от пола до потолка в совсем небольшом помещении.

Всё решил случай. Одна моя подруга, экскурсовод, ехала из Твери с группой, которой по каким-то причинам не удалось посетить музей тверского быта. И вот она позвонила мне, попросила разрешения посмотреть наши экспозиции – так сказать, в качестве компенсации. Я согласился – как откажешь подруге, но был в шоке, когда увидел у своих ворот классический экскурсионный автобус. Нам предстояло принять 46 человек, к чему мы были не готовы. Полнейшая анархия! Можете себе представить, как за два часа эта группа всё разнесла. А потом в Интернете пошли интересные отзывы. И мы решили: а почему бы и не сделать музей?

Экспонатами пользоваться можно

Все экспозиции разместили в домике бывших дедовых помощников. Причем, экспонаты музея, те же самовары и велосипеды мы не покупали, нам их либо дарили, либо мы все это находили в разрушенных деревнях – в сараях и на чердаках.

Первоначально-то мы предполагали, что это будет анти-музей, где всё можно потрогать своими руками, но после посещения большой экскурсионной группы от этой идеи отказались, потому как реставрация тех же детских игрушек создает большие проблемы. Но какими-то экспонатами мы разрешаем пользоваться, например напечатать что-нибудь на старой печатной машинке выпуска 1939 года, пописать перьевой ручкой чернилами из чернильницы-непроливайки, поставить на граммофон одну из коллекций (около 300 шт. годов рождения 1930 – 1950-х) пластинок Апрелевского завода, Рижского производства. Можно прокатиться на некоторых велосипедах. Можно напечатать чек на кассовом аппарате. Взвесить что-нибудь на весах с настоящими гирьками. Попить чаю из одного из самоваров. Ну и конечно фотографироваться.

Коллекция самоваров у нас большая – их точно более 15. Есть самовар керосиновый XIX века, изготовленный в Туле, есть самовар пятиведёрный, и много других самоваров разной вместимости. Мы используем их для приготовления чая – в соответствии с количеством гостей. Наши самовары (и не только) часто выезжают на различные мероприятия, например на большие праздники в Шевляково. Из самовара чай вкуснее – уж можете мне поверить!

Очень любят наш музей дети. Мои друзья-художники сделали замечательный дачный макет – домик с верандой, деревце, грядки – лужайки. Если его поставить на газончик и сфотографировать, то это… реальная дача.

Но самое большое внимание привлекает, конечно, транспорт, на котором люди добирались на свои дачи. Одних велосипедов у нас 18 штук, начиная с «неубиваемой» вездеходной «Украины»…

И конечно, железная дорога. У нас есть старая электрическая железная дорога производства Венгрии 1955 года рождения, кстати, действующая игрушка. Есть миниатюрный вагон московского метро. Из таких после списания на дачах делали вагончики-бытовки. Правда, в них летом было очень жарко, но зато крыша есть и есть, куда положить садовые инструменты. А вот этот вагончик из серии агитационных игрушек выполнен партией 200 штук мастерами Дмитровской артели в 1935 году. Есть целая серия старых автобусов – каждый со своей историей.

 

Мотодрезина – от деда, рельсы – из шахты

Но самая главная наша достопримечательность – это узкоколейка, по которой ездит настоящая мотодрезина, когда-то принадлежавшая моему деду. Она работала на ныне разорённой Алфёровской ветке, а дед ездил на ней на охоту-рыбалку. Когда у нас появился этот проект, мы обратились к метростроевцам, которые снабдили нас списанными шахтными рельсами, а путейцы их грамотно уложили. Так что с точки зрения безопасности, мы соблюли все правила. Более того, чтобы получить удовольствие от поездки на дрезине, мы проводим обязательный инструктаж, за который посетители расписываются в специальном журнале. Есть прицепные вагончики, а разогнать сей транспорт можно до 58 км/час, но это на прямом участке, обычно у нас скорость поменьше. На линии есть переводные стрелки, где обязательно стоит человек с флажком, разрешая проезд. Есть у нас ручная дрезина – ей можно поуправлять самостоятельно. Вот за это её обожают дети всех возрастов. Она изготовлена в 1935 году на Калининском вагон-заводе. Ещё имеется немецкая вело-дрезина 1929 года выпуска.

Есть у нас раритетный «Москвич -407» – это настоящее московское такси. Если вы видели старый фильм «Зелёный огонёк», то вот точно такой же автомобиль (даже по окрасу) – там самый главный герой. Нам передал её хозяин, понимая, что ездить на ней уже не будет.

А скоро у нас появится настоящий троллейбус (или автобус). Тут произошла интересная история. 11 октября мы неожиданно для себя получили премию губернатора, участвуя в проекте «Мы рядом ради перемен». Нам пообещали содействие в приобретении списанного экземпляра в приличном состоянии, думаю, что скоро мы его получим и разместим в нём наши новые экспозиции, которые имеют свойство со временем накапливаться.

В наш музей могут попасть все желающие, только надо предварительно связаться с нами, чтобы мы могли подготовиться к приезду гостей. Нам же надо подготовить самовар соответствующей вместимости, пригласить нужных людей – например, на дрезине вас повезёт машинист настоящего «Сапсана», фотосессию выполнит настоящий фотохудожник. Можем организовать корпоратив. Но лучше выбирать тёплое время, конечно. Если рельсы обледенеют, покататься не удастся. А ведь у нас единственная в Московской области действующая узкоколейка.

Записала Татьяна Кочеткова

 

Ах, станция «Дачная»!

Там жили удача,

Радость и веселье

Юности моей.

Время невозвратно,

Но порой приятно,

Окунуться в омут

Тех счастливых дней.

Рядом в Подмосковье

Распахнул с любовью

Дверь советской жизни

Небольшой музей.

Поезжай на «Дачу».

Вот билет и сдача.

Впечатлений масса!

Поспеши скорей!

 

Наталья Красулина

6 779 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики