Высоковск театральный

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Мы продолжаем публикацию статьи о театральной жизни Высоковска

 

Клин самодеятельный

Но и Клин также славился своей театральной самодеятельностью. Местные клинчане-старожилы помнят, что в 20-ые годах текущего столетия «любители драматического искусства в Клину ставили самые разнообразные спектакли. Иногда в зрительном зале, в котором как говорится яблоку негде упасть, раздавались приглушенные разговоры: «Гляди-ка, а ведь это наша Нюрка играет. – Да ты, что? Неужто она? Вот молодец. А кто это с ней рядом? – Который с усами-то? А это Васька Зотов – стрелочник».

Позже и в Клину, под руководством того же Н. В. Жукова, была организована та же ночная костюмированная феерия «Стенька Разин» с множеством действующих лиц. Здесь уже были задействованы клинчане – их значительно больше: называются цифры 300-400 человек. Двигаясь на лодках по реке Сестре при свете факелов, это своеобразное народное представление с музыкой, с вольными песнями волжских казаков привлекли к себе тысячи горожан, рассыпанных по берегам реки. Не обходилось и без курьёзов: иногда переполненная лодка переворачивалась и к удовольствию зрителей артисты превращались в пловцов.

В 2006 году краевед И. М. Папулова опубликовала воспоминания участницы этого спектакля А. М. Никитиной. Работники фабрики «Клинволокно» в честь ввода в эксплуатацию первой очереди предприятия силами участников драмкружка под руководством талантливого режиссера Николая Жукова подготовили и поставили летом 1931 г. пьесу «Степан Разин». Вот эти воспоминания:

«Действие пьесы разворачивалось при стечении около 12 000 человек. Для поддержания порядка приехала клинская конная милиция, но стражи порядка остались невостребованными. Представление началось засветло, но ко второму действию стемнело, и даже ярко-красные верхи казацких шапок стали не видны. Зрители и актеры зажгли факелы. Летняя ночь озарилась сотнями огней. По обе стороны реки Сестры они горели и отражались в воде. Ладья Степана Разина выглядела весьма живописно. Киль ее, как настоящий, представлял собой изогнутую шею лебедя. Сверкала при огнях парча, плашки, сабли. Хор под руководством Серебренникова исполнял «Из-за острова на стрежень». Хор и артисты – всего 40 человек – размещались на плавающем подмостке. Опора подмостков была небольшая – четыре лодки по углам. Большая часть исполнителей нечаянно столпилась у одного борта «ладьи». Плот накренился, и некоторые артисты угодили в воду. Вытащили «княжну», вытащили других актеров, а вот с суфлершей Антониной Михайловной Никитиной случился обморок. Перепуганные товарищи решили доставить её немедленно в больницу. Единственный транспорт, который оказался у них под рукой – это колесница с клеткой, в которую в третьем действии должны были посадить Стеньку Разина. Думать было некогда – пострадавшую положили в клетку и повезли в больницу. Не доезжая до больницы, Антонина Михайловна, очнулась, решительно всё поняла, и колесница повернула к месту представления. А там уже 16 конных стражников с секирами везли по Старой Ямской и по улице Ленина плененного Стеньку – вождя народного восстания. Народ непритворно сочувствовал атаману, которого в клетке везли на казнь. «Казнь» совершилась на Советской площади, на высоко устроенном помосте. Палач – бородатый, страшный, в красной рубахе, занес топор и опустил его на буйную головушку Стеньки Разина, полилась кровь (клюквенный морс). Ахнула вся площадь. Кто-то в толпе очень серьезно сказал: «Да, что же они черти окаянные делают!» Некоторые зрители падали в обморок – настолько реально выглядела эта сцена. Палач за волосы поднял голову для всеобщего обозрения. Тишина на площади стояла жуткая. Уже забрезжил рассвет. Утренний ветер рассеял тяжелые думы о судьбе Стеньки Разина. Народ расходился по домам».

Одна небольшая деталь – другим автором был указан год 1929. Нет оснований не верить очевидице – это был 1931 год.

После войны

Из статьи Киселева мы узнаём, что позже кружком руководил Василий Иванович Серапионов, а с 1934 года сам автор. В 1941 году он был призван в ряды Красной Армии, и вернулся в родной город только в 1946 году. В военные годы театром руководили Я. Мицкевич и О. И. Губабрия. И во время войны деятельность театрального кружка не прекращалась. А с 1946 по 1971 год (с перерывом) В. Киселёв являлся бессменным руководителем театрального коллектива клуба «Красный текстильщик». Репертуар театра – преимущественно пьесы А.Н. Островского: «Без вины виноватые», «На бойком месте», «Таланты и поклонники», «Женитьба Белугина»; «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Чудак» Н. Афиногенова, «Любовь Яровая» Тренева. Кстати, он сам продолжает играть в своих спектаклях – в 1965 году в пьесе известного советского писателя Николая Вирты «Секреты фирмы «Клеменс и сын» он исполняет роль Петра Клеменса.

Режиссёр Киселёв поставил более 50 спектаклей. А свой последний спектакль «Без вины виноватые» и своего Шмагу в нём, он играл через 60 лет после своего дебюта.

С 1958 по 1965 год и с 1971 по 1988 годы режиссером театра стала актриса его Н. С. Кондратьева, которая сама за годы сыграла около 40 ролей. Самыми интересными её работами в качестве режиссера автор считает пьесу Дьяконова «Свадьба с приданым» и Пистоленко «Любовь Нины Березко». Еще она поставила спектакль по пьесе В. Розова «Кабанчик». А в 1960 году её новую работу лирическую комедию в трёх действиях А. Ларева «Свидание у черемухи» – о людях села вот так комментирует Ю.М. Литвинов – художественный руководитель клуба комбината искусственного волокна: «Молодому режиссёру-постановщику Н.С. Кондратьевой удалось правильно раскрыть и донести до зрителя идею спектакля. Скупыми, но правдивыми красками режиссёр помог каждому создать свой образ, наделить его определенным характером, и не только в соответствии с замыслом драматурга, но и применительно к творческим данным каждого артиста. Это заслуга режиссёра. И самое ценное в спектакле – его творческий ансамбль и сыгранность. Мы видим и ощущаем жизнь такой, какая она есть в действительности без всякого приукрашивания, великое биение пульса, который мы постоянно чувствуем…

Высоковцы называют свой театральный коллектив клуба своим народным театром. Это понятие не случайно. Коллективом в предыдущие годы выпущен ряд полноценных в творческом отношении, сложных многоактных спектаклей, высокоидейных по своему содержанию: «Хрустальный ключ» Бондарева премирован на смотре коллективов в Москве в 1957 году, «Крепость над Бугом» С.С. Смирнова показан в Москве в 1958 году, «Домик на окраине» Арбузова поставлен в 1959 году. Как ни назови этот театральный коллектив, практически по существу в городе Высоковске он уже давно живет и существует как подлинный народный драматический театр».

Татьяна Кочеткова

(Продолжение следует)

594 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики