Первый военный день в Клину

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Время упрямо спешит вперёд. Сегодня бывших участников войны можно пересчитать по пальцам. « Незаметно тает поколение, ну, а память будто бы гранит, как ошибки, так и достиженья всё в себя вобрала и хранит…» писал в своё время один из клинчан, вспоминая ушедшие годы войны.

О начале войны писатель-фронтовик Виктор Нагибин сообщал в своих записях «Судьба ополченца» так: «Внезапное нападение немцев 22 июня 1941 года на нашу страну изменило все наши мысли и рассуждения о будущей жизни. Мы были втянуты, как песчинки, в военный круговорот Второй мировой войны. Каждый из нас, взятый в отдельности, никак не мог влиять на судьбу мира, тем не менее, соединившись вместе, мы уже представляли грозную силу…»

Эти мысли нашли своё подтверждение и в воспоминаниях многих клинчан, начиная с первого дня войны. Вот некоторые из них:

«Этот день, 22 июня 1941 года, мне запомнился тем, что вдруг раздался резкий, завывающий звук – сирена. День был солнечным – мои родители работали в саду. Я играла на крыльце, изредка поглядывая на родителей. Когда завыла сирена, отец стремительно выпрямился, огляделся вокруг, будто пытаясь что-то страшное увидеть; резким движением воткнул лопату в землю и, как был, в майке и рабочих брюках, выбежал на улицу. Мама с соседками говорили, что мой папа и их мужья побежали в центр города, чтобы узнать в военкомате об отправке на фронт». (учитель Э. Н. Романова, «Хроника и воспоминания» – Л. Тарасова)

«Очень хорошо запомнился мне первый день начала войны. Был выходной – воскресенье. С утра было тепло, солнечно… Я уже второй сезон выступал за юношескую футбольную команду « Спартак». 22 июня наша футбольная команда должна была выезжать на товарищескую встречу в город Высоковск. В полдень выступал по радио нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов, который объявил о вероломном нападении фашисткой Германии на Советский Союз, без объявления войны. Я это выступление слушал по радио ещё дома. И надо честно сказать, что тогда мне шёл только-только семнадцатый год, и это известие я воспринял не так трагично. Думал, как и многие мои сверстники, что наша Красная Армия быстро разобьёт фашистов. Как пелось в песне: « С нами Сталин родной, и железной рукой нас к Победе ведёт Ворошилов…». Но оказалось всё иначе». (фронтовик, футбольный тренер Н. С Надышнев )

«В ту пору мы любили бывать на Первомайском сквере. Там росла густая трава, и было много деревьев. В воскресенье, 22 июня, мы пришли туда с мамой проводить братишку в Зубовский пионерский лагерь. Вместе с ним уезжал папа, назначенный воспитателем. Собралось много людей, и вдруг кто-то крикнул: « Война!» Эта весть ошеломила нас». (инженер СКТБ Н. В. Лощилова )

«…Воскресный день 22 июня 1941 года выдался тихим и солнечным. Ещё заранее заводчане решили провести его на природе. Ранним утром большая группа работников завода выехала на станцию Поварово, где было расположено принадлежащее заводу торфопредприятие. День провели в работе по благоустройству, а затем весело отдыхали. И во главе всех мероприятий был директор завода Г. И. Петров. К вечеру, когда возвращались в Клин, узнали в поезде о начале войны с фашисткой Германией.

Поздним вечером директор завода провёл расширенное совещание, где был разработан первый план о переводе завода на военный режим, в помощь фронту. Тут же представители военкомата вручили многим работникам мобилизационные повестки на фронт». (главный технолог завода П. С. Проскуро)

«22 июня стоял прекрасный солнечный день. Многие собрали узелки с вкусной пищей для пикников за городом. Около 12 часов дня с ТЭЦ раздался продолжительный гудок. Чертыхаясь и думая, что кому-то в этот солнечный день приспичило проводить очередное учение по противоздушной обороне, мы спешили на объект…

По прибытию на фабрику мы узнали, что причиной испорченного воскресного обеда была начавшаяся Великая Отечественная война… С началом её, выпуск искусственного шёлка был прекращён, а пороховое производство стало выполнять план выпуска продукции. Фабрика «Клинволокно» получила новое название – «Завод № 507». (главный энергетик комбината Г. С. Савин)

Если же говорить о мобилизации военнообязанных, то она, как сообщалось, уже через много лет, «Клинским хронографом», началась в Клину с утра 23 июня. Будущие воины спешили к тем самым красным казармам, которые располагались на берегу, у бывшей Тихоновской церкви. Мобилизационный пункт был к тому времени украшен алыми знамёнами, портретами товарища Сталина, плакатами, лозунгами и специальным номером стенной газеты «В бой за Родину». Многим казалось, что война будет скоротечной и продлится, буквально, несколько месяцев. Поэтому местные журналисты и были тогда настроены на мажорный ряд, чтобы с восторгом сообщать радужные вести. Вроде этого: « Бодрое боевое настроение царит на пункте сбора. Все отправляемые на фронт радуются и ликуют». В таком же оптимистическом духе выступали на быстро сменяющихся тогда митингах и многие призывники.

И никто из них не знал и не ведал, что 22 июня 41 года будут отделять от Великой Победы долгие и суровые 1418 военных дней.

Владимир Тасин

2 394 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики