Судьба подарила ему крылья…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

— Байку слышали о том, что человеку в жизни должно повезти три раза? – спрашивает Юрий Захарович Васильев, с которым я беседую, – у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться?

Он родился не в Клину, его привезла в деревню Некрасино в 1946 году мама. Он смоленский, из поселка Шумяги, ближе к Белоруссии. Родился в 1942, отец погиб. А там, на родине все сгорело. Но жить надо дальше. И вот его дед с бабушкой покупают дом в Клинском районе. Не обычный дом, а тот который принадлежал Васильевым, под номером 84. А Васильев как раз тот самый, который вместе с Г.Л. Кашаевым организовал высоковскую мануфактуру.

— Мы нашли там «Катеньку» (старые деньги номиналом 500 рублей) и велосипед с красными шинами. Богатство! — делится воспоминаниями почти 80-летний мужчина. — Первое впечатление от деревни, после нелегкой дороги – в низине озеро и дети на коньках катаются. А мы ж мальчишки в большинстве своем безотцовщина, рано начинали курить, были такие папиросы «Дукат», а в 5-м классе я курить уже бросил. А причина, знаете какая? Летом в пионерском лагере мы с пацанами спрятались в овраге, а вот учитель физкультуры Владимир Петрович Целовальников — он нас «застукал». Нас сильно ругали учителя и завуч, а Целовальников не ругал, он собрал нас в начале учебного года в лыжную секцию. А поскольку папиросы и спорт несовместимы, мы выбрали лыжи. А после 7-го класса мама отправила меня в Минск к своему брату – дяде Косте, потому что «парню нужна мужская рука». Лыжами я продолжал заниматься и в Минске. Дядя купил мне настоящие лыжи с ботинками. Не помню, чтобы у кого-то из моих друзей была такая роскошь, все привыкли к веревочным креплениям. Лыжными гонками занимался серьезно: в 22 года я стал мастером спорта и чемпионом Белоруссии по спортивному ориентированию. Вот это и есть мое первое везение – родился я у мамы с таким братом, который   воспитывал меня своим примером.

В школе у меня было два друга Генка и Стас, с которыми мы мечтали стать пилотами. Пришли в аэроклуб «Минский», просим, чтобы нас записали, а хитрый руководитель говорит: «Конечно, я вас возьму, но только вы мне помогите сейчас, ладно? Мне позарез нужны конструкторы-авиамоделисты. Мы согласились, я потом в школе вел аэрокружок и могу сказать, что мне это пригодилось. Потом поступал в Кременчугское военное училище, но меня «зарубила» медкомиссия – нашли какое-то внутреннее косоглазие. Что это такое, до сих пор не знаю, но думаю, что это просто способ сократить количество поступающих до экзаменов. При конкурсе 10 человек на место – это понятно. И попал я в саперы, потом окончил минский автомобильный техникум. Дальше был Харьковский авиационный институт. А там, вызывает меня генерал-майор с военной кафедры, вручает бумаги – занимайся мол. А бумаги эти – заявление В.С Гризодубовой. И хочет она создать музей истории авиации в Харькове. А кто такая Валентина Гризодубова, объяснять не надо – из женщин-пилотов она первая. Музей мы сделали: ремонт, отопление. Так я стал одним из ее воспитанников – она взяла меня на работу в Жуковский в легендарный Научно-исследовательский летно-испытательный центр первым руководителем, которого и была Валентина Степановна – Герой Советского Союза, полковник, легендарная летчица.

На предприятии проводились масштабные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с использованием летающих лабораторий для создания радиолокационной бортовой аппаратуры широкого применения для всех видов самолетов и вертолетов, а также космических кораблей, включая «Буран» и даже подводных лодок. Окончил школу летчиков-испытателей и долгое время работал в Министерстве авиационной промышленности. Но, будучи механиком, все равно стремился в кабину управления самолетом, хотел стать членом экипажа. И добился своего – стал бортмехаником испытательного самолета АН-8 после окончания учебы в учебно-тренировочном отряде. В то время я работал в Якутске. Куда только судьба летчика не забрасывает! Но вот мое второе везение – учителем своим считаю знаменитую летчицу.

А в 1979 году аэропорт Шереметьево по всей стране собирал опытных летчиков на работу, и его забрали в Москву – в центральное управление международных воздушных сообщений, откуда он летал только за границу. Вот так облетал весь земной шар. АН-12 и ИЛ-76 — в составе грузового отряда целых 27 лет. С возрастом перешел в диспетчеры. Последнее время работал агентом по наземному обслуживанию и на работу ездил из Клина. Главное оставаться с самолетами рядом. Человек всегда готовый всем помочь и поддержать, наставник молодежи. А в связи с коронавирусом, согласно возрасту 65+, стал фактически, как он говорит, свободным пенсионером.

За время службы — десятки благодарностей за успехи, многолетнюю безаварийную работу, образцовое выполнение спецполетов, профессиональное мастерство и добросовестный труд. Награжден почетным знаком «Отличник Аэрофлота», нагрудным знаком «За доблестный труд», почетным знаком «60 лет Международному аэропорту Шереметьево». В 1991 году по указу президента был удостоен ордена Красного Знамени за мужество и отвагу при выполнении интернационального долга в Афганистане. 59 полетов в аэропорт Кабула, каждый раз рискуя быть сбитым. Повезло?

Однако в третий раз (это по поводу – на ком жениться), повезло не сразу. Первая жена умерла, со второй не сошлись характерами, а вот со своей Олечкой (Ольгой Геннадьевной) живут давно и счастливы. Сын их — Захар Юрьевич Васильев — не представлял для себя никакой другой профессии, кроме авиационной – он инженер-пилот в Аэрофлоте. Родители сыном гордятся. Верят, что когда-нибудь у них родится внук и назовут его Юрием.

Есть у Захара Юрьевича мечта – чтобы в Клину была Гражданская Авиация. Об этом говорят, говорят даже, что документы подписаны. Речь идет о бывшем военном городе Клин-5. Да, конечно было бы неплохо, особенно с учетом сегодняшней ситуации с санкциями против России. Но пока это на уровне слухов.

— Я верю, что так и будет. И мы будем летать. Это же очень привлекательно. Есть такой формат «Лоукостер» — формат перевозки пассажиров без туалетов и питания, дешевый и потому прибыльный. До Петербурга лететь все-то ничего – 1 час 5 мин. Неплохо бы у нас иметь возможность принимать самолеты – со всеми службами, а добираться до Москвы легко – есть новая окружная дорога. Вот в свое время выиграл же Жуковский тендер и какой там построили аэродром. А мы чем хуже?

Мой визави уверен, что его жизнь сложилась правильно, ничего в ней он не хотел бы менять. Считает себя счастливым человеком. И еще хочет дожить до 99 лет.

Татьяна Кочеткова, фотографии Василия Кузьмина

7 380 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики