Уровень жизни и настроения наших сограждан «улучшаются» настолько стремительно, что совершенно не удивительно, что дошло, наконец, и до разговоров о возвращении смертной казни. Госдума провела опрос, узнала проценты, готова инициировать законопроект… Народ – за!
За что? В смысле – «за что казнить?» – Да мало ли!.. Сначала – за страшные преступления в отношении детей. Тут вряд ли у кого язык повернётся возражать. А потом? – А потом как пойдёт! Лиха беда начало!.. Например, страшно раздражают взяточники, коррупционеры! Давайте им тоже – «вышку»! Ведь было же такое! При СССР. И никто не возражал. Действительно – «А чё они жируют, пока мы – с хлеба на квас…»
Какой ещё у нас «забытый опыт»? – Оскорбление власти? Впрочем, это я с современностью перепутал. В прошлом это называлось – «антисоветская агитация и пропаганда». Эх, сколько благодаря такой формулировке было создано рабочих мест!.. Таких масштабов «освоения Сибири и Дальнего Востока» не было со времён Ермака. А уж сколько рабочих мест освобождалось в европейской части страны…
Что там у нас ещё в истории было? Расстреливали за уклонение от призыва. Правда, – в военное время. «События» в Корее, Анголе, Венгрии, Чехословакии, Афганистане, Чечне, Вьетнаме, Сирии и другие «локальные конфликты» можно, видимо, отнести к времени «мирному». Расстреливали за «нарушение правил о валютных операциях», то есть, попросту говоря, за то, что люди имели на руках доллары, марки (немецкие, так сказать «доеврики»), обменивали их на рубли, то есть фактически за то, чем сегодня не занимается только ленивый. Расстреливали «за посягательство на жизнь милиционера или народного дружинника». Вот это, что называется, «в тему»: вернись старое законодательство и, так сказать, «правоприменительная практика», и те, кто недавно в Москве получили сначала дубинками-«демократизаторами» на митингах, а потом – от двух до четырёх лет в суде… Один – за то, что дотронулся до каски росгвардейца, другой – вообще за то, что позволил себе в пределах видимости «правоохранителей» мало того, что быть одетым в кожаную куртку, так ещё и по телефону разговаривать! Возмутительно!.. Да, эти люди могут сидеть и радоваться! Нашим «вегетарианским» временам.
«Казнить нельзя помиловать» – знаменитый вопрос: где в этом предложении ставить запятую? После убийства девочки в Саратове он сильно обострился. Слово «помиловать» здесь вообще оказалось лишним. Но можно ли и нужно ли преступника казнить? И самый страшный вопрос: а всегда ли казнят – или как-то по-другому наказывают – именно преступника?
Джона Коффи, героя романа Стивена Кинга «Зелёная миля» застали «на месте преступления» – на его окровавленных руках лежали две уже мёртвые девочки… Его приговорили к электрическому стулу – в Соединённых Штатах нет моратория на смертную казнь. Но вскоре стало понятно, что убийца не он… Если не читали – не поленитесь! Не умеете читать книги – посмотрите отличный фильм с Томом Хэнксом, хотя он и охватывает далеко не весь роман… И у вас многое в голове перевернётся.
Вы скажете, что всё это – выдумки, литература? Тогда покопайтесь в интернете, спросите у Яндекса или его «подруги» Алисы, сколько было в истории СССР случаев, когда настоящих убийц, насильников ловили уже после того, как несколько человек по этим же делам уже были расстреляны… А ведь «преступники», оказавшиеся впоследствии не виновными – сами признавались в своих «деяниях»! Впрочем, вряд ли так уж и сами…
Ведь наши правоохранительные органы – чудесные! Наши суды… Ответьте хотя бы сами себе – вы верите в их честность и справедливость? Может, нашей Госдуме провести ещё и такой опрос: насколько граждане доверяют этим самым «институтам»? Да много ли толку-то от таких опросов… Вот придёт Медведев опять погреть место Путина (если, конечно, не получится вовремя переделать нашу страну из президентской в парламентскую), и возможно проведёт новую реформу: сделает вместо полиции – жандармерию, а вместо суда, например, – синедрион… Если конечно не будет шибко занят какими-нибудь другими столь же «актуальными», как беспилотные автомобили или йотафоны проектами…
Банальная, не раз высказанная мысль: если человека казнить, то в случае, если вдруг выяснится, что он осуждён несправедливо, «ошибку» эту уже не исправить никак. А если его посадили пожизненно, то – ещё можно. К тому же для кого-то пожизненное заключение вряд ли многим лучше, чем смертная казнь…
Удивительная и, наверное, даже страшная вещь: очень многим людям в нашей стране законы «зоны» и главное – «суд зоны» кажутся куда более справедливыми, чем законы государства и его суд. Для государства это тоже своего рода «вердикт». Вердикт обидный, неприятный, возможно – не справедливый. Но это вердикт, который, как хочется верить, тоже ещё не поздно исправить…