Умение гулять и веселиться — в названиях деревень

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

На Руси издревле любили погулять, повеселиться, устроить себе праздник. Этим занимались специальные люди — скоморохи, задача которых заключалась в том, чтобы посвистеть, подудеть, дурака повалять. Ответственный секретарь клинского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Михаил Томилин нашел следы скоморохов на Клинской земле.

В краткой литературной энциклопедии Нина Савушкина сказала: «Скоморохи сочетали в своем искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки — игрища, социальную сатиру — глумы, исполняемые в масках и «скоморошьем платье».

Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру», а также «они соединяли пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы.

Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, обрядов, в том числе свадебных и похоронных».

Владимир Даль отмечал: «Слово «скоморох» мужского рода, «скомрах», «скоморошка» женского рода — музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим и пляской, песнями, штуками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут, медвежатник, комедиант, актер и прочее…» Под знаком вопроса у него языковое происхождение слова скоморох — из шведского ли языка? В XIX веке ученые полагали, что слово «скоморох» заимствованное. Например, академик Яков Грот считал, что оно происходит от готского слова «скамари» и скандинавского «скемта», имеющих значение «шутить». Историк литературы Александр Веселовский полагал, что арабское слово «масхара» — «шут, смешной человек» — породило русского скомороха.

Русский филолог-славист Измаил Срезневский обнаружил возможную схожесть итальянского «скарамучча» и французского «скарамуш» с одним значением «шут». Европейские языки относятся к группе индоевропейских языков, и академик АН СССР Николай Марр полагал, что слово «скомороси» (скомраси) восходит к праславянским корням, а те, в свою очередь, — к индоевропейскому слову scomors-os. Так, по его мнению, мог именоваться бродячий музыкант, плясун, комедиант. А уж потом это слово могло попасть в европейские языки.

По мнению русского писателя Александра Чашева, скоморох означает с комом ходящий. Ком в старорусском языке — это медведь, а рох — сокращенное и измененное со временем от древнего славянского причастия — «рачьнн», имеющее значения «шагающий», «идущий». Оно есть в «Словаре древнего славянского языка», составленном Альбертом Старчевским в 1899 году. Поэт и писатель Алексей Бирючинский выводит скоморохов от слов «неряшливый», «неряха». «Скомаряшливый», может быть, действительно, наряжающийся в медведя? Есть мнение, что рох происходит от рус, рос, то есть русские, с медведем ходящие. В Норвегии древнюю страну Биармию (от «бер» — медведь), расположенную в северовосточной части русской равнины, считают страной русского медведя.

Скоморохи появились во времена зарождения государственности на Руси, задолго до приглашения на княжение Рюрика. В их искусстве многое сохранялось от язычества предков. Они приняли эстафету от калик перехожих, сохраняли память народа — былины и сказания о родной земле, ее героях. Поэтому скоморохи подвергались гонениям церкви, у которой свои герои.

В составленной Зоей Власовой и Еленой Гладких и изданной в 2007 г. Институтом русской культуры замечательной книге «Скоморохи в памятниках письменности» впервые сделан полный учет сведений о скоморохах в письменных источниках XV-XVII веков. В этой книге упоминается и «город Клин и его окрестности по писцовым книгам 1624-1626 и 1628 годов» (Писцовые книги Московского государства, часть 1. Писцовые книги XVI века, под редакцией Н. В. Калачова. Санкт-Петербург, 1877 г.) и указаны топонимические названия, связанные со специализациями скоморохов и их присутствием. Это деревня Бахарево, пустоши Ведьма, Гульнево, деревня Дудкино, пустоши Дудино, Дудорово, Загуслово, Перескоково, Прескоково, Игнашино тож, Скоково, Смыково Трубино, Трубинская, Трубникова, Трубецы, Харилово, Чудиново, Солнышково тож.

В книге упоминаются земли клинской Изосиминой пустыни в 1539 г.: «…Великого князя крестьянам… Буе городского села… Мите Ильину сыну Дуденева». Эта запись говорит о человеке, жившем в то время, и свидетельствует принадлежности Буйгорода к клинской земле. В книге также указано: «Клин расположен на р. Сестре, впервые город упомянут в летописи под 1234 г. В 1482 г. был присоединен к Москве, позднее стал родовым имением бояр Романовых. Писцовые книги по Клину в печати неизвестны, но существовали в архиве в 1840 г., когда П. Иванов писал «Обозрение писцовых книг по Московской губернии».

Названия селений указывают на былое присутствие в уезде скоморохов. В книге «Скоморохи в памятниках письменности» говорится и об исследователе славянских древностей первой четверти XIX века 3ориане Доленга-Ходаковском, который занимался изучением славянских исчезнувших городищ и урочищ, еще живших древних городков, чтобы на основе их сравнительного изучения составить алфавитный каталог и создать карту славянских земель в их далеком прошлом. Его идея — восстановить границы существования славянских племен в «начальные времена истории». В его исследовании есть данные и по клинским названиям: «Люд или народ голядь (и наши клинские Голяди — М. Т.) есть моим счетом 14-я область у славян, которые назывались по рекам и речкам, орошающим селения, были одних названий с оными… Бабий Городок назван весьма давно и по одной причине, как Девчи-грады, Княжич-городок…, и увидим, что слово «баба» находится весьма часто при городках и не далее четырех старых верст. …Бабайка — пустошь, что на Лутосне в Клинском уезде, в 1 версте от Городища». Названия «Гологузинка», «Гологузица», «Гологузово» напоминают о простонародном способе высмеять и оскорбить противника, показывая гузно».

Есть карта межевания Клинского уезда, составленная Владимиром Кусовым, и описание землевладений с указанием их владельцев. Эти документы отражают ситуацию 1766-1770 гг. и составлены в результате обработки автором межевых паспортов землевладельцев. На карте находятся село Берницы на реке Лутосня, пустошь Берниково у реки Донховка, деревня Медведково и болото Медведевское недалеко от деревни Минино. Эти названия связаны с медведем, с которым ходили скоморохи.

Так же видим пустошь Дудино между реками Вельга и Гвоздня, пустошь Дудино у реки Каменка, пустошь Буславку на реке Адамовка, пустошь Каликино у деревни Вагино, пустошь Шутово между реками Едомка и Лутосня.

Существовала протекавшая по Марковскому болоту река Ведьма как приток реки Долбицы. Оказывается, деревни Свистуново и Дурасово (сейчас — Доросово) имеют отношение к скоморохам, которые пели и дурачились. Также была пустошь Дураково у села Бирево. На юго-запад от деревни Китенева находились пустоши Шишково и Чечнево, не имевшая ничего общего с чеченцами, а название происходит от чечетки, элемента пляски скоморохов. Недалеко от села Петровское жила деревня Негодяева, переименованная в 1923 г. в деревню Тихомирово. Ее прежнее название так же связано со скоморохами.

Из большого количества топонимических названий клинской земли видно, как искусство и творчество скоморохов почиталось народом и насколько сильно было развито в Древней Руси.

А еще прежние и нынешние топонимы показывают, как важно сохранение исторических топонимических названий, которые не дают забывать свою историю.

На фото: Творчество скоморохов развивало и другие виды искусств, например, графику, живопись, а в истории они оставили немало названий деревень.

МИХАИЛ ТОМИЛИН

1 283 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики