Танцуйте с «Реверансом»!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Фестиваль П.И. Чайковского в Клину, подаривший незабываемые впечатления его многочисленным гостям и клинчанам, завершен. Разбирается сцена … до следующего года. Но, это ещё не всё. Традиционный теперь уже бал в день именин композитора 12 июля устроил Театр исторического танца «Реверанс» мемориального музыкального Музея-заповедника П.И.Чайковского. В этот раз, в продолжение праздника, он пригласил гостей из Москвы – студию исторического бального танца «Северные зори».

Именины пришлись на понедельник. Зрителей было немного, мероприятие не афишировалось. Очевидно, на это были свои резоны. Предполагаю – сложно принять большое количество гостей из-за «малости территории» между домом музея и конюшенным сараем. Но зато, именно это место создает нужную атмосферу усадебного праздника XIX века.

Хозяева подготовили интересный сценарий, темой которого стали… путешествия Петра Ильича. К ним и подбирались соответствующие танцы. К тому же и у нас… создалась уникальная возможность увидеть танцевально-музыкальное действо глазами современников Петра Ильича – даже почти …его глазами.

Открыл бал Большой фигурный вальс – упрощенный вариант Венского. Основа танца строится на кружении. При этом партнёр может встать на колено и вращать за руку свою спутницу в бальном платье вокруг себя. Необычайно красиво! Ведь вальс – это король танцев.

Из европейских стран композитору больше всего нравилась солнечная Италия, особенно Флоренция. А что из танцев предпочитала Италия? Конечно, в первую очередь, яркую зажигательную тарантеллу в сопровождении гитары, тамбурина (бубна) и кастаньет – она и сегодня является символом страны и нации. Уверена, что Петру Ильичу танец наших соотечественников понравился бы вполне, не исключено, что он сам принял бы участие во всеобщем веселье. А песни гондольеров? Уж они точно не могли не произвести впечатления на любого иностранца, плывущего в лодке теплой тихой ночью. Темная вода, небо с россыпью звезд и песни лодочников. Это мягкие и плавные, как течение воды мелодии, которые называют баркаролами (от слова барка – лодка). А танец, похожий на такое же мягкое течение воды, называется Романеска – от итальянского (римский). Тоже народный, старинный – из самого средневековья. А Рим во время карнавалов, представляете себе? Улицы в цветах, множество людей в костюмах, фейерверки и иллюминация – гуляние до рассвета. Обязателен традиционный массовый итальянский танец Марш Рим. Сегодня у нас была возможность наслаждаться этими танцами – кому танцевать, кому созерцать и немножко завидовать…

Но как ни хороша заграница, которой Чайковский наслаждался, он страстно любил своё Отечество. «Жить можно только в России», – писал он, будучи в Америке. Но ещё ранее, находясь на Украине, в Каменке в имении своей сестры, он буквально отдыхал от заграницы. В то время туда уже пришел бальный вариант польского танца краковяк, разработанный русским танцмейстером Н. Гавликовским. За время своего существования он претерпел множество изменений и в итоге стал популярным историко-бытовым танцем. Так что Бальный краковяк тоже есть в арсенале нашего «Реверанса».

Контрда́нс – одна из форм первоначально английского и впоследствии французского народного танца (вернее, его разновидностей) и музыки к нему. «Реверанс» выбрал контрдансы: английский «Вирджиния рил» и шотландский «Белая кокарда». У второго танца в начале XIX века на эту мелодию существовало много версий.

Наряды наших танцующих дам восхищают. А когда мы все это видим в одном месте, то глаза разбегаются. Конечно такое удовольствие недешево, но знаю, что «голь на выдумку…» – вот оно творчество, где сами исполнители придумывают, шьют и комбинируют.

Вальсовый контрданс «Красавица бала» подтверждает, что каждая дама – сказочная фея. Так и выразился сидящий рядом со мной зритель-москвич: «Настоящий цветник и каждая красавица! Выбрать лучшую невозможно!»

В июне 1893 г. уже не первый свой приезд в Великобританию Петра Ильича был связан с 50-летием со дня основания Музыкального общества Кембриджского университета. А потому и на именинах композитора танцуют Кембриджский вальс.

Чайковский испытывал особый интерес к Франции и французской культуре. Думается, здесь сказались французские гены композитора (со стороны матери). Изысканная французская кадриль «Летучая мышь» адаптированная для исполнения под музыку Штрауса – дань уважения композитора к Франции и Парижу.

Интересен контрданс «Булочница». Его еще называли «Балаган», и в Англии XIX века он играл роль завершающего бал танца. В то время как Богемская полька означает богемский танец, зародившийся в Богемии. Ну а то, что показал «Реверанс» – это народный танец, сохраняющий чешские традиции 1830-х годов.

Однако и Германия и немецкая культура внесли свой вклад, и во многом определили жизнь и творчество Петра Ильича. «Немецкое» было заложено в нём тоже на генетическом уровне. В его родословную входило несколько семейных линий, представлявших выходцев из Германии. Потому на именинах актуален…Баварский вальсок. А контрданс «Вольные каменщики» связан… с историей масонства. Считается, что движение берет свое начало от строительных гильдий и артелей средневековых каменщиков. А «Бельгийский кузнечик» – это полька. А какой бал без польки?

Закончил бал, по другому и быть не могло, «Русский танец» на музыку из балета «Лебединое озеро». Этот танец является частью нашего культурного наследия: симбиоз классического танца и этнографического материала. У каждого балетмейстера свой путь в хореографии, а у постановщика танцев «Реверанса» Натальи Кирьяновой – свой. Так что мы с не меньшим удовольствием восхищались солистами на фоне традиционного хоровода.

Жаль только, что немногие увидели эти торжества танцев – потому так подробно перечисляю программу. Как вы думаете, для чего? А для того, чтобы читатели открыли Интернет, выучили то, что им понравится и …закружились в любимом танце, вместе с «Реверансом».

Татьяна Кочеткова

5 383 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики