История клинских улиц. Часть пятая. Загородная в центре города

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Моего товарища однажды спросили:
— Где вы живёте?
— На Загородной,- отвечал он, — рядом с Администрацией, в самом центре Клина.
«А ведь, действительно, — подумал я, — Загородная, точнее, её частичка, вошла сегодня в семейство самых коротких городских улиц. Ну, как Театральная, Красноармейская, Тихая… А когда-то…»
Да что там говорить, когда вроде бы совсем недавно мы – ребятишки, проживающие в районе старого Клина, ходили учиться в такую, как нам казалось далёкую, четвёртую школу. Кто-то торопился по санной дороге заснеженного поля, ведущей от той же Тихой улицы до Загородной, другие — начинали свой путь от Театральной, Ленинградской, Первомайской. Затем, двигаясь по тропе, сворачивали за Скорбященским храмом, чтобы, шагать через кладбище, продолжая свой путь к обожаемой школе. И, наконец, озябнув окончательно, влетали в её коридоры и грели застывшие ладони у натопленных печей, над которыми чуть ли не с полуночи колдовала с мужем наша школьная труженица — тётя Нюра.
Я и сейчас частенько вспоминаю малиновые рассветы, которые, вызревая в зимнюю стужу над загадочным Демьяновым, так хорошо проглядывались от Стекольного завода и заснеженных избёнок, рассыпанных вдоль Литейной улицы. Такие картины, естественно, природа дарила нам в первые месяцы года. Зато в конце сентября мы уже любовались из окон любимой школы зрелыми плодами ароматной антоновки и нежного штрифеля, которыми изобиловали в урожайные годы сады жителей Загородной улицы.
В те времена Загородная не зря носила своё название. Ею действительно заканчивался Клин в южном направлении. За огородами улицы, располагалась, можно сказать, «вторая Загородная» — хозяйственная, со своими курятниками, сараями и погребами. За ними расстилалась до просёлочной дороги болотистая луговина. Через эту дорогу виднелись различные сооружения – от кузницы до бревенчатого здания колхозного правления и деревенского клуба.
Сама же деревня Бородино, выравниваясь в стройную шеренгу крепких крестьянских изб, со своими садами и огородами дотягивалась почти до реки. Вот где находила раздолье и зимой, и летом сельская и городская молодёжь. Не менее привлекательным для парней и девушек был и сельский бородинский клуб. Он притягивал к себе и своими киносеансами, и танцевальными вечерами, и самодеятельными концертами.
Вот как об этом вспоминает клинский старожил, перешагнувший свои 93 ступеньки, бывший житель Загородной улицы Юрий Владимирович Захаров:
«Тогда в середине пятидесятых годов прошлого столетия, я был секретарём комсомольской организации Стекольного завода. В то время наше предприятие шефствовало над Бородинским колхозом «Искра Ильича». Дел у нас было немало, но чаще всего комсомольцы трудились в Бородинском саду. Не зря же он славился своими урожаями на весь Клин. В свою очередь это требовало большого труда. Так что каждая яблонька, каждый кустик в Бородинском саду находился под внимательным оком комсомола. И молодым пролетариям наряду с заводскими делами пришлось познавать и основы сельскохозяйственных забот. Что мы только не делали в любимом саду: унаваживали и взрыхляли почву, подрезали сухие ветки, белили стволы и, конечно же, помогали колхозникам собирать обильные урожаи. С не меньшим усердием мы, как шефы, не раз выступали и на клубной сцене. Вот где мне пришлось познать волнение самодеятельного артиста и в роли ведущего концерта, и запевалы в заводском хоре.
Вообще мне повезло — я любил свою улицу, свою школу. Как-то так случилось, что моя Загородная связала меня, на начальных ступенях жизни, со Стекольным заводом и деревней Бородино. И конечно с моими соседями-товарищами: Таракановыми, Медведевыми, Прохоровыми, Сорокиными, Филиповыми. И как здесь не вспомнить моего друга детства, Мишу Балакирева. Ведь, именно на Загородной, и произошла с ним в декабре сорок первого года та ужасная трагедия, о которой я не забуду никогда.
Конечно, время меняет многое. Послевоенный Клин резко вырос на моих глазах. Взять деревню Бородино. Если в конце сороковых, огороды её жителей ограничивались с одной стороны полотном железной дороги, то с другой — колхозные поля простирались до самой Тихой улицы. Точнее до «Ленинградки», проложенной военнопленными в те же послевоенные годы. То же самое может подтвердить и маленький заводик по производству фруктовых вод, доживший до наших дней, сменивший своё назначение и спрятавшийся среди пятиэтажек возле дома Ветеранов.
А когда заканчивалось строительство второго микрорайона, окраинная улица почувствовала себя совсем не Загородной. На ней уже положили асфальт и даже установили автобусные остановки для пассажиров маршрутных автобусов.
Однако с появлением третьего микрорайона, судьбы Бородино и Загородной улицы были решены окончательно. Деревня уступила своё место современной части центральной улицы, названной именем К. Маркса. Что же касается моей Загородной, то она, отдав большую свою часть новому микрорайону, оставила за собой лишь малый отрезок с несколькими домами. И теперь уже живёт-поживает на той Загородной, вблизи красивой, центральной улицы мой друг и старший товарищ, Почётный гражданин Клина Виктор Васильевич Матросов. Он совсем недавно отметил своё 95-летие. Так что есть нам что вспомнить, о чём поговорить».
Владимир Тасин

3 350 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики