Строительный каклог «Новосел»
«Дорожное радио» г.Клин

Уголовное дело возбуждается по рапорту

besedin279

Пришлось обратиться в правоохранительные органы по поводу одной ситуации, которую я считаю преступной, но так и не понял, при каких условиях возбуждается уголовное дело.

Николай Львович

Одним из поводов к возбуждению уголовного дела, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, является рапорт сотрудника правоохранительного органа об обнаружении признаков преступления, пояснил первый заместитель Клинского городского прокурора старший советник юстиции Василий Виляев.

Рапорт составляется в случаях обнаружения признаков преступления в результате осуществления оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов, а также при обнаружении информации о совершении преступления из других источников.

Рапорт также составляется при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Об этом гласит ч. 2 ст. 20 УПК РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.11.2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ», целью учета является обеспечение потребностей государства в полной, достоверной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации.

Учитывая требования п. 1 ст. 4 этого закона, достоверность и своевременность данных выступают основными принципами учета. Правоохранительные органы обязаны руководствоваться также межведомственным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ, ФСКН РФ от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учёте преступлений».

Ст. 144 УПК РФ указывает, что органы расследования обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему в срок не позднее трех суток предусмотренное законом решение.

Порядок приема, регистрации и проверки поступивших сообщений о преступлениях регламентируется внутриведомственными нормативными правовыми актами.

Подлежат приему и регистрации все заявления о любом совершенном или готовящемся преступлении, а не только о преступлениях, отнесенных к компетенции конкретного правоохранительного органа, куда обращается заявитель.

Если информация, содержащаяся в сообщении, относится к подследственности другого органа расследования, то должностные лица, принявшие информацию, обязаны принять поступившее сообщение в установленном порядке и передать его по подследственности.

Аналогичный порядок установлен во всех правоохранительных органах России. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов.

Одним из самых распространенных и доступных способов проверки является получение объяснений, которые не являются показаниями согласно ст. ст. 76-79 УПК РФ.

При проверке сообщения о преступлении не могут производиться следственные действия. Исключение составляют лишь два следственных действия: осмотр места происшествия, что регламентирует ч. 2 ст. 176 УПК РФ, и освидетельствование согласно ч. 1 ст. 179 УПК РФ.

Осмотр места происшествия рекомендуется производить незамедлительно после получения данных, позволяющих предположить совершение преступления, вызвавшего какие-либо изменения в обстановке.

В соответствии с федеральным законодательством и ведомственными приказами должностное лицо правоохранительного органа обязано принять обращение гражданина, выдать талон подтверждающий факт получения обращения и регистрацию сообщения о преступлении.

Как показывают прокурорские проверки, правоохранительные органы допускают нарушения законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Это – несвоевременная регистрация обращения граждан. Впоследствии происходит утрата следов преступления и иных доказательств, возникают трудности в доказывании вины преступника в суде.

В таком случае происходит укрывательство преступления, за которое российское законодательство предусматривает уголовную ответственность для должностных лиц правоохранительных органов.

Заявитель обязан проявлять принципиальность и требовать исполнение закона, а в случае незаконных действий сотрудника правоохранительного органа необходимо их обжаловать руководителю правоохранительного органа либо по территориальности в соответствующую прокуратуру.

Виктор Стрелков

Понравилась статья? Поддержите нас!

Подпишитесь на наши новости:

Оставить комментарий

Реклама
vk668317