Высоковск в воспоминаниях в день своего рождения

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

А вы бывали когда-нибудь в Высоковске? Если нет, то… пожалуйста! Посетите этот чудесный город! Для этого на своём автомобиле Вам, уважаемые читатели, понадобится не более получаса. Да и маршрутные автобусы, сменяя друг друга, через каждые пятнадцать минут готовы к вашим услугам.

«Ну, а как было раньше? — спросите вы, — когда каждая машина считалась большой редкостью». Что же, тогда, с 1914 года, Высоковск был связан с Клином одноколейной железной дорогой. О ней и сегодня напоминает в городе скромное кирпичное здание бывшего вокзала, как и старая насыпь от некогда существовавшего железнодорожного пути. К тому же, немало интересного о путешествиях в железнодорожном вагоне между Клином и Высоковском могут поведать и местные старожилы. Вот отрывок из воспоминаний одного из них:

«Несмотря на позднее время, а поезд тогда ходил три раза в сутки, нам повезло с местами. Достались – нижние. Правда, тогда наш пассажирский «экспресс» трудно было назвать составом, ибо в нём насчитывалось всего три плацкартных вагона. И хотя один из них считался детским, но сидячих мест и в нём для всех не хватило. Однако пассажиры не унывали. Опоздавшие путники устроились на верхних полках, в коридорах, на подножках и даже на крышах вагонов.

До конечной станции насчитывалось не более десяти вёрст, но паровоз тащился не быстрее черепахи. К тому же, ему приходилось делать остановку на промежуточной остановке под названием «Борисово». Но пассажиры не скучали. С удовольствием вели разговоры, громко смеялись и потягивали махорку. Вспоминаю, как однажды от людского говора меня, мальчонку (я возвращался тогда с дядей из Клина), потянуло к дрёме. Но вдруг, на второй полке, над нами, кто-то зашевелился и, свесив ноги так, что они зависли пред нашими глазами, раздвинул меха гармони. В начале бас гармониста звучал как-то робко и неуверенно, но затем, подхваченный голосами соседей, окреп и мелодичная песня, про одинокую гармонь, разлилась по всем полкам и проходам вагона..».

По-иному, видимо, у тех высоковчан и быть не могло. Ведь большинство из них были связаны между собой суровой, но в то же время такой им понятной казарменной дружбой. Об их казармах написано много. Именно им посвящено и ряд экспозиций будущего краеведческого музея г. Высоковска. Созданный местной группой «Суперстар», он так и называется сегодня: «Седьмая казарма».

А вот как вспоминал о Высоковске его житель Е. И. Гурьянов:

«Я любил свой город. Впрочем, он тогда, после войны, больше походил на большую деревню, каких в России не перечесть. Однако родные места не сравнить ни с чем. Где еще можно было увидеть такое, когда располагались друг за другом горячий и холодный пруд. И ребятишки, возле старой фабрики, как в сказке, могли сменять «мертвую» на «живую» воду. С каким увлечением плавали мы в холодном источнике, чтобы потом, доведя себя до озноба, блаженствовать уже в теплом водоеме.

А где еще, как не в моём городе, мог находиться такой маленький, уютный базар, где бойко громыхали ковшами, бидонами резвые молочницы, и весело стучали топорами жилистые мясники с окрестных селений. Но особенно привлекательно это местечко становилось в конце лета, когда деревянные прилавки заполнялись сливами, яблоками, грибами и орехами. Все это сбывалось покупателям, чуть ли не за бесценок. Вот тогда мальчуганам, да и всем местным жителям, жилось вольготно и весело. К тому же многих в нашем городке выручали так называемые «коровники». Своими закутками, заборчиками и сарайчиками они напоминали запутанные лабиринты, но это никого не смущало, ибо каждый пробирался к намеченной цели своими освоенными тропами. А бывать там хозяевам надо было каждый день. Ведь скотину и домашнюю птицу не оставишь без кормов. Зато и подспорьем к своему столу эти труженики были весьма довольны.

Городишко наш тогда был гораздо меньше и, конечно же, мы — мальчишки изучили его вдоль и поперек. Нас как магнитом тянуло к стоянке лошадей у местной чайной, где возчики из соседних деревень за буфетной стойкой, за самоваром задерживались на часок- другой. В двух шагах от этого заведения находился кирпичный заводик. Забора у него никогда не было, и мы частенько засматривались на ручные вагонетки с так называемым сырцом, на длинные навесы для его сушки и на ту печь, из которой рабочие ловко выхватывали отожженный кирпич.

Но более всего я любил наши казармы. Их в городе насчитывалось восемь, и каждая была мне близка по-своему. Нет, для незнакомца, случайно попавшему в наши места, эти суровые здания с многочисленными: каморками, общими туалетами, длинными коридорами, огромными кухнями и высокими лестничными проемами выглядели одинаково и весьма примитивно. Однако, мое детство и моя юность прошли именно в них. И если в своей родной обители я знал всех ее жителей, и каждый уголок, каждый чуланчик был мне хорошо знаком, то в других — находил что-то особенное…»

Да, Евгений Иванович мог бы вспомнить ещё, ой как много. И таких ветеранов в Высоковске есть и было предостаточно.

Так о своём городе высоковчанка Антонина Радионовна, в статье «Мой город», высказывалась в своё время на страницах печати так:

«Я люблю свой город. В нём прошла вся моя жизнь. Ему я отдала свою силу, молодость. Здесь я родилась, росла и в 1910 году, ещё девчонкой пошла работать на фабрику. Я прожила трудную, но очень интересную жизнь».

Не менее трогательно, о Высоковске, дате его рождения, вела разговор старый учитель и краевед Ольга Николаевна Чернышева. Однако об этом, Уважаемые читатели, мы поговорим в следующий раз.

Владимир Тасин

3 351 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики