Мир театра в фарфоре

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Шаляпин, Норцов, Уланова, Плисецкая, Цискаридзе… Эти и другие громкие имена удалось собрать вместе на выставке «Мир театра в фарфоре» в музее-заповеднике П.И. Чайковского. Изящные фарфоровые скульптуры, изображающие легендарных балерин, танцовщиков, оперных певцов, посвященные классическим балетам сервизы и чайные пары, сценические костюмы прим Большого театра, уникальные макеты постановок. Все эти экспонаты из коллекций Фонда «Наследие» петербургского «Императорского фарфорового завода» и Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского искусно собраны в единое целое. Выставка приняла первых посетителей 1 июля в день открытия VIII Международного фестиваля искусств П.И. Чайковского.

Асье, Чайковские и фарфор

Тема уникального выставочного проекта не случайна. Прадедом Чайковского по материнской линии был французский скульптор-модельер по фарфору Мишель-Виктор Асье (1736-1799). Он работал на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре и выполнял многие заказы, в том числе для царственных российских особ. Среди известных заказов – столовый сервиз из ста двух предметов, который Екатерина II подарила графу А.Г. Орлову. Другой «Большой русский заказ» российской императрицы (между 1772 и 1775 годами), известный как «Ораниенбаумская серия», – композиция из сорока групп и фигур для украшения одного из павильонов Ораниенбаумского дворца. Изготовленные по моделям Асье фарфоровые статуэтки хранятся в музейных собраниях в России и за рубежом. В Государственном музее-заповеднике П.И. Чайковского его работы представлены на выставке «Чайковский. Симфония «Жизнь».

По словам Александры Ушаковой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника П.И. Чайковского, подготовка к выставке шла на протяжении последних полутора лет.

— Галина Ивановна Белонович, заместитель директора музея по научной работе, вела переговоры с Императорским фарфоровым заводом. Несколько раз выставку планировали, но по разным обстоятельствам открытие переносили. Звезды сошлись за месяц до начала VIII фестиваля искусств. Проект получил финансирование и воплотился в жизнь. Был очень интенсивный период работы, чтобы сделать все в срок.

 

Диалог искусства и фарфора

«Выставка – своеобразный диалог фарфора и музейных предметов, связанных одной сюжетной линией – музыкальным спектаклем», – указано в анонсе выставки. Экспозиция знакомит с уникальными произведениями мастеров Императорского фарфорового завода. Это одно из старейших европейских предприятий по производству фарфора. Оно основано по указу императрицы Елизаветы Петровны.

Экспозиция «Мир театра в фарфоре» построена по принципу устройства театра. Первая часть выставки напоминает фойе, здесь размещены черно-белые портреты оперных певцов, танцоров и балерин. Можно посмотреть фильм об истории и работе Императорского фарфорового завода в России. В подсвеченных нишах расположены фарфоровые скульптуры, выполненные по формам Елены Янсон-Манизер, Веры Мухиной и Ильи Слонима. Среди них – жемчужина русского модерна «Балерина Тамара Карсавина в партии Жизели». Она выполнена по форме скульптора Серафима Судьбинина, сделанной им более ста лет назад в 1910 году. Балерина стоит на пальчиках в позе «арабеск» и имеет одну точку опоры. В то время подобных аналогов в производстве фарфора не было. Благодаря своей удивительной воздушности статуэтка Тамары Карсавиной стала собирательным образом всей выставки. Поэтому ее изображение было использовано на афише выставки «Мир театра в фарфоре».

 

«Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»

Затем зрители попадают в волшебный мир балета. Три ставших классикой спектакля «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» раскрыты через скульптурные изображения, шпалеры высотой по четыре с половиной метра, костюмы ведущих танцовщиков главных партий.

Работы Анатолия Данилова посвящены выдающимся мастерам балета нашего времени: «Н.М. Цискаридзе в партии Зигфрида в «Лебедином озере» П.И. Чайковского», «Владимир Васильев и Екатерина Максимова в ролях Принца и Маши в балете «Щелкунчик», «Майя Плисецкая в роли Одиллии в балете «Лебединое озеро».

Отдельной группой расположены «Персонажи балета «Щелкунчик». Они выполнены по эскизам Михаила Шемякина к спектаклю Мариинского театра. В воплощенных в фарфоре образах ирреального мира передан гофмановский дух с элементами гротескного юмора и фантасмагории.

Рядом с точеными белоснежными фигурками размещены роскошные сценические пачки Екатерины Максимовой и Майи Плисецкой, костюмы Николая Цискаридзе, макеты декораций к сценам балетов. Причем в этот раз на экспозиции впервые представлены все макеты из коллекции музея-заповедника.

 

Оперы и «Русские сезоны»

Третий зал посвящен дягилевским «Русским сезонам» в Париже и мире оперы Чайковского. Малиновый берет и роскошный веер Татьяны Лариной, фрак Ленского, парик Онегина. Отдельно выставлен костюм из «Русского танца» Матильды Кшесинской. В нем легендарная балерина в последний раз вышла на сцену в лондонском «Ковент-Гарден». В то время ей было 64 года. Этот костюм Кшесинская передала в музей Чайковского в шестидесятые годы по дипломатическим каналам. Дягилевские «Русские сезоны» в Париже вдохновили художников Императорского фарфорового завода на создание необычного чайного сервиза с одноименным названием и выразительных скульптур к балету Стравинского «Петрушка». Выполненные известным скульптором и художником Ломоносовского (Императорского) фарфорового завода Эльвирой Еропкиной герои балета очень самобытны.

Причем в этот раз на экспозиции впервые представлены все макеты из коллекции музея-заповедника.

 

Роскошная «Анна Павлова»

Какой театр без буфета? Один из разделов выставки имитирует именно его – инсталляция из половин стульев и столов, вмонтированных в стену, бар, где под стеклянными куполами тончайшие фарфоровые чайные пары с рисунками на тему балетов. Отдельно расставлены предметы из яркого набора, посвященного «Маскараду» Хачатуряна. Дополняют экспозицию фарфоровые блюда с авторской росписью художников знаменитой мануфактуры.

Многие представительницы прекрасного пола застывают у предметов из чайного сервиза «Анна Павлова». На серо-жемчужном фоне проступают черты знаменитой балерины в обрамлении нежно-желтых цветов.

 

Оценили по достоинству

С начала работы выставки ее посетили сотни человек. Этому поспособствовал фестиваль искусств, проходивший в эти дни в Клину. На экспозиции побывал новый министр культуры Московской области Василий Кузнецов. До работы в Минкульте он возглавлял музей «Новый Иерусалим» в Истре, который стал известен и популярен среди ценителей прекрасного во время его руководства. Новую выставку министр оценил по достоинству.

Наталия Сиповская – доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания, оставила восхищенный отзыв о выставке.

«Музыка, балет и опера, фарфор – символы национальной русской культуры. Сценическое искусство всегда вдохновляло художников на производство фарфоровых изделий, способных, как и театр, создавать особую атмосферу, волшебный мир – иллюзорный, но близкий к реальности», так описывают выставку ее создатели. Клинчане и гости города смогут увидеть хрупкие экспонаты «Мира театра в фарфоре» до 4 октября.

975 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики